Хирургия
Чтобы понять, сколько в истории «ляпов», нужно иметь широкий кругозор. То есть нужны знания по многим направлениям науки. Это называется политехническое образование.
Я долго искал такую технологию в медицине, с который бы большинство были согласны. То, что отсутствовало бы в древних Египтах, Римах и прочих древних мирах. Чтобы изображение этой технологии отсутствовало на всяких папирусах, глиняных табличках, скалах и бараньей коже!
Это оказался шприц для инъекций! И самое главное в нём – игла для инъекции! Как всегда, только потянешь за ниточку, и рушится вся история человечества. Как оказалось, шприц поднимает множество вопросов. Поговорим об истории хирургии, как о самом технологичном варианте медицины прошлого.
Из истории знаем, что в древности были войны. Там требовались хирурги, которые лечили раненых. Можно начать с Древнего Рима, но возьмём что-нибудь ближе, например, наполеоновские войны – это начало 19 века.
Я хирург. Представим, что я попал в то время. Имеются раненные огнестрельным и холодным оружием. Я мог бы перевязать рану чистой тряпкой, удалить пулю, если она близко к поверхности и всё. Зашивать раны в тех условиях – это верный путь к нагноению и смерти, а так может быть ещё и выживет! Хирург мог отрезать частично оторванную ногу или руку, если пациент к моменту прихода врача был ещё жив!
С точки зрения современной военно полевой хирургии, в то время, даже лёгкое ранение – это либо инвалид, либо смерть. Только в редких случаях возможно было бы выздоровление, но это была бы заслуга матери природы.
Основа военно полевой хирургии – борьба с травматическим шоком и инфекцией!!! И чем скорее, тем лучше.
Чтобы хирург смог полноценно помочь раненному, должна быть возможность обезболить свои действия! Обработка, промывка раны, удаление инородных тел – это всё повреждения. Они бывают ещё большие, чем само ранение. Все действия надо обезболить, иначе шок и смерть на столе!
Например, перелом бедра. Упал с лошади и сломал бедро. В то время – это смерть! Перелом бедра – это тяжёлая травма, которая сопровождается кровотечением в область перелома около 500 мл крови и мощнейшей болевой импульсацией, развивается травматический шок! Нужно обезболивание!
Внимательный читатель скажет, что был опиум. Да был, но в виде пойла, а при шоке из желудка перестаёт впитываться, всасываться этот опиум. Нужна инъекция! Вот мы и подобрались к шприцу! Википедия отдаёт изобретение шприца в 1853 году двум ветеринарам. Они сделали его из бычьего пузыря и асбеста. Внимание! Шприц можно сделать из бронзы, стали, пластика. Самое загадочное в нём – это игла (она требует отдельного расследования). Посмотрим, чем так важен шприц?
Он нужен, чтобы делать обезболивание. Можно делать местную анестезию, например, лечить или удалять зубы. Вначале местную анестезию делали кокаином! Её история мало изучена, а имеющиеся сведения очень противоречивы. Драматична судьба многих её первопроходцев. Родоначальником местной анестезии является кокаин. Более 30 лет он был передовым оружием в борьбе с болью, соперничая в хирургии и стоматологии с общей анестезией.
Идея, давшая начало разработкам современной местной анестезии, была почерпнута в Южной Америке. Там произрастает кустарниковое растение Erythroxylon coca, из листьев которого был получен алкалоид кокаин. В древности это растение было особо почитаемо. Богов изображали с коковыми веточками в руках. Индейцы разводили коку большими плантациями, затем бережно собирали листья и сушили их. Листья они только жевали.
Историки рассказывают о проведении операций под «местной анестезией» с помощью разжёванных листьев коки. Хирург», с целью уменьшения боли, из своего рта капал слюну, смешанную с соком листьев, на рану пациента. Однако отсутствуют документальные подтверждения этому.
В 1855 году из листьев коки Фридрих Гедике выделил действующее начало, которое он назвал Erythroxylon. В 1859 году К. Шерцер вернулся из Лимы, привезя полтонны листьев кокового кустарника. Учёным удалось выделить в чистом виде 0,25% алкалоид, которому дали название «кока-ин» – вещество внутри растения кока. Они отмечали специфическое онемение языка после контакта с кокаином. Да это же золотое дно! А, что там делали испанцы, англичане и французы и прочие? Говорят, что они коку пропустили, а искали золото. А может быть освоение Америки – это освоение коки, затем «сажали» на неё людей и получали безплатно золото и всё, что им нужно было.
Врачи-исследователи изучили местно-анестезирующие свойства кокаина на себе. Ну с обезболиванием разобрались. Осталась борьба с инфекцией. Если взять и ввести в тело раствор без стерилизации, то будет нагноение! Нужна ампула… именно сочетание шприца и ампулы для инъекций дало старт всей медицине и хирургии в том числе! Ампулы для растворов впервые появляются (под псевдонимом «трубочки») в русскоязычной публикации А. В. Пеля за 1887 год. Это можно считать началом реальной медицины и хирургии в частности!
Кто-то вспомнит про Пирогова. Он же ещё в Крымскую войну ноги и руки отрезал. Из Википедии: «…русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии».
Пирогов впервые придумал гипсовую повязку – это уровень военно полевой хирургии времён Пирогова. Он, во многом, мифическая фигура. Как он мог быть основателем школы русской анестезиологии до появления самой анестезии.
Эфирные наркозы в хирургии в начале 19 века – это вообще байка. Их старались делать в крайних случаях даже, в 50х годах 20 века, всё под местной анестезией делали. Современным начинающим хирургам уже странно делать аппендэктомию под местной анестезией. Когда я начинал резать, всё было наоборот! Желудки удаляли под местной анестезией, и считали, что наркоз опаснее чем сама операция!
Краткое изложение статьи блогера (врач-хирург) vaduhan_08 «История хирургии».