10 заповедей

История евреев чуть-чуть в другом свете

Идеология иудаизма менялась дважды. Первый раз бог Яхве выдал Моисею «скрижали каменные» с десятью заповедями, потом заменил их новыми, взамен разбитых.

Фрэзер в книге «Фольклор в Ветхом завете» пишет: «Мы имеем в виду 34 главу Исхода. В ней мы читаем рассказ о том, что принято считать вторичным возвещением Моисею десяти заповедей после того, как он в своём гневе, вызванном идолопоклонством евреев (многобожием), разбил каменные скрижали, на которых были написаны заповеди в их первоначальной редакции. Стало быть, в упомянутой главе мы имеем второе издание «десяти заповедей».

Имеются мелкие разногласия относительно содержания вторичных десяти заповедей, данных Моисею. Разногласия вызывают порядок изложения и содержание двух заповедей.

Десять заповедей, основанных на версии, содержащейся в 34 главе Исхода, имеют следующий вид:
1. Я – Иегова, твой Бог; не поклоняйся иному богу.
2. Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб.
3. Все, разверзающее ложесна, принадлежит мне, также и весь скот твой мужского пола, первенцы из волов и овец.
4. Соблюдай мои субботы; шесть дней работай, а в седьмой день отдыхай.
5. Праздник седьмиц совершай, праздник первых плодов пшеничной жатвы.
6. Праздник собирания плодов совершай в конце года.
7. Не изливай (буквально – не убивай) крови жертвы моей на квасной хлеб.
8. Тук от праздничной жертвы моей не должен оставаться всю ночь до утра (Исх.23,18). В другом месте (Исх.34,25) этот закон ограничивается пасхальной жертвой.
9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом господа, бога твоего.
10. Не вари козлёнка в молоке матери его.

Любой из вторичных вариантов десяти заповедей резко отличается от привычной нам версии заповедей, данных в Библии.
1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Во вторичных десяти заповедях совершенно отсутствуют моральные нормы. Все без исключения заповеди относятся всецело к вопросам ритуала. Все они имеют строго религиозный характер, определяя самым точным образом мелочные подробности отношений человека к богу.

Об отношении человека к человеку наставления отсутствуют. Бог выступает в этих заповедях перед людьми, как феодал перед своими вассалами. Он требует от них строгого исполнения всех повинностей, а их внутренние взаимоотношения – ему безразличны.

Если мы спросим себя, которая из этих двух различающихся между собой версий древнее, то ответ будет – первая редакция. Загадкой является, почему правила морали, входившие первоначально составной частью в древний кодекс, впоследствии были выброшены и заменены правилами религиозного ритуала.

Интересно, кто автор первичного и вторичного «завета бога Яхве». Возможно, это был Моисей? Вероятно, он обманул израильтян. Моисей вовлёк их в свой «поход» одним «заветом», а уже в пути, когда возвращаться было поздно, заменил его вторым.

Вторичные десять заповедей дали одну общую веру и сосредоточили всех строго в одном направлении. Это свидетельствует, что у Моисея был великий ум. Моисей понял, что надо приучить всех людей своего круга идти одной дорогой. Двигаться можно по головам других людей, без оглядок на мораль.

Весь народ должен идти в одном строю, глядя друг другу в затылок. Впереди будет он, ибо лишь Моисей знает, куда их вести. Остальным знать вредно и опасно. Вероятно, он создал и первую версию заповедей. Но с ней поход израильтян был обречён на провал. Ибо наставления типа: «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради» и так далее нужны для рабов. Они вносят только путаницу в умы войска, нацеленного на захват земель. В походе войску нужна только вера в начальника (Бога).

С первой версией заповедей надо было заканчивать. При захвате земель, всех мог объединить единый бог, которому нужно было безоговорочно верить. В это время, войско желает заполучить жену врага, его хозяйство. Поэтому Моисей стал внедрять вторую версию заповедей. Для пущего эффекта, он продемонстрировал чуть-чуть чудес. Они могли совпасть с прекращением извержений, природных катаклизмов.

Моисею нужны были мужчины, которые ему полностью верили. Он получил от них полную клятвенную поддержку своих дел. Следовательно, шаг в сторону от «правильного» пути был равен измене общему делу с соответствующим наказанием изменнику.

Приверженцы Моисея преданы конечной идее и готовы идти до конца. Они готовы убить любого своего товарища за такое отступление. Для них Моисей и заменил «редакцию боговых скрижалей», создав «Второзаконие». Все моральные заповеди в них были отброшены в сторону, как абсолютно вредные.

У народа Моисея отсутствуют моральные нормы. Все заповеди относятся лишь к вопросам ритуала. Все они имеют строго религиозный характер, определяя подробности отношений человека к богу. Бог выступает в этих заповедях перед людьми, как хозяин. Он требует от них строгого исполнения всех повинностей.

Моисей пошёл войной на остальной мир. На войне, как на войне. Например, Моисей приказал уничтожать народы, больные заразными болезнями. Приказ был: самих убить, их золото и серебро «пропустить через огонь», заселить «освободившиеся земли» своим народом. В Библии описаны случаи уничтожения миллионов людей из других народов.

Иудаизм – моральная доктрина Талмуда. В трактате Нидда повторяется заповедь: «вечно пользуйся службою рабов». Согласно Талмуду, раб не является личностью. С ним обращались как с вещью. Он мог быть продан, подарен, сдан в наймы, взят за долги, отдан по завещанию, заложен и т.д.

Талмудисты учили, что народ подобен виноградной лозе; к виноградным гроздьям приравниваются мудрецы, а к листьям –труженики, которые своим трудом обязаны кормить мудрецов. Иудейский моральный кодекс пронизан идеей о том, что в самой человеческой природе заложена склонность к злу. Хотя Талмуд утверждает, что бог создал всех людей по своему образу и подобию, он подчёркивает, что человек человеку рознь.

Краткое изложение отрывка из книги Бориса Синюкова.

Комментарии запрещены.

Посетители
Архивы