Физика средневековья — Галилей

Галилей прославился тем, что, перегнувшись через перила верхнего яруса башни в Пизе, сбрасывал в прохожих различные предметы. Из-за этого башня стала постепенно крениться в ту сторону, где у него было излюбленное местечко для этих занятий, и стала «падающей». При этом, самым интересным, конечно, был выбор правильного упреждения. Вот здесь-то, обратите внимание, и можно понять, что такое мыслитель.

Другой на месте Галилея только поразвлекался бы. А он, разобравшись с упреждением, подарил миру, во-первых, открытие, что тела разной массы падают все-таки с одинаковым ускорением. Во-вторых, идею о прямолинейном и равномерном движении – при отсутствии внешних воздействий. Это было таким крупным открытием, что по этому поводу благодарные потомки установили в самом низу Пизанской башни мемориальную дощечку: «Здесь покоится начало первой в мире Галилеевой системы отсчёта».

В системах отсчёта окончательно разобрались лишь в последнее время. Выяснили, что есть хорошие системы отсчёта. В них, если уж какое тело разгоняется али тормозится, так это потому, что на него действует гравитационная или электромагнитная сила.

А есть плохие системы отсчёта. В них – загадка, почему все тела разгоняются. Для того, чтобы это было понятно, ввели в обиход силы инерции – из-за них, мол, все эти чудеса. Однако, остаётся загадкой их природа. А чтобы исчезли все сомнения в реальности сил инерции, в учебниках написали: «Силы инерции вполне реальны, так как они могут приводить к увечьям пассажиров», или ещё лучше: «Увечья пассажиров могут служить убедительным доказательством реального существования сил инерции».

Например, сосед заехал Вам поленом по башке. При рассмотрении Вашего дела в суде возможны варианты. Если на момент получения увечья Вы находились в хорошей системе отсчёта, то сосед виноват и заслуживает наказания. А если в плохой – то пеняйте на «вполне реальные силы инерции». А у соседа железное алиби – его рука с поленом была всё время неподвижной!

Продолжим разбираться с Галилеем. Прослышав об изобретении голландцами подзорной трубы, он соорудил свой её вариант и добился тысячекратного увеличения. Поглазев сквозь неё, он подготовил доклад на тему «Есть ли жизнь на Марсе». Кроме того, опубликовал ещё «Диалог о двух системах мира – Птолемеевой и Коперниковой».

Вторая из этих систем была жуткой ересью, поскольку в ней, в частности, утверждалось, что Земля вращается вокруг Солнца – вопреки очевидному опыту. За это уже можно было поплатиться жизнью, как Джордано Бруно. Поэтому для того, чтобы и народ смутить, и себя обезопасить, хитроумный Галилей пустился на следующий манёвр. В предисловии к «Диалогу» он отметил, что он не разделяет взглядов Коперника, а приводит их в дискуссионном порядке, чтобы, дескать, широкая публика узнала обо всей этой гнусной ереси.

У народа было сложно с познанием латинского языка, поэтому Галилей написал книгу на популярном итальянском языке. Однако, этот язык появился лишь в 19 веке. Вероятно, Галилей стоял у истоков создания итальянского языка или был провидцем.

Великий инквизитор прочитал книгу Галилея и подумал: «Нужно поговорить с ним по душам». Он пригласил учёного на аудиенцию. Великий инквизитор спросил Галилея: «Чего Вы добиваетесь, синьор Галилей? Золота и брильянтов? Усадьбу в пригороде Пизы? Дочку выдать за принца Миланского? Говорите, мы всё устроим».

Галилей ответил: «Спасибо, Ваше Преосвященство, но я добиваюсь истины».

Великий инквизитор воскликнул: «О, боже мой! То есть, Святая дева Мария! Истины он добивается! Думаете, один Вы такой умный? Думаете, я не уважаю Коперника? Да Вы почитайте мои манускрипты – упадёте! Я, может быть, подзорную трубу изобрёл раньше голландцев! У меня, может быть, в темнице вообще электронный микроскоп ржавеет! Но я – знаю и помалкиваю в мантию! Потому что скажи это нашим варварам – что будет? Народ нас не поймёт! Короче, так. Я вношу Вашу книгу в список запрещённых, это только подогреет интерес к ней у любителей истины. А Вы, синьор, публично отрекитесь».

На суде инквизиции Галилей признался, что, увлёкшись, он способствовал распространению учения Коперника. Грязное судилище приговорило его к ссылке во Флоренцию, где он, водя за нос надзор инквизиции, работал до конца своих дней.

Краткое изложение отрывка из книги «С чего начинается физика» А.А. Гришаева.

Комментарии запрещены.

Посетители
Архивы