Динозавры и капитал

Как капитал создал динозавров, чтобы обелить историю капитализма.

Динозавр – это химера. Отдельные части этой сложной конструкции, возможно, являются результатом деятельности природы. Но другие – продукт человеческой изобретательности. Они созданы художниками, учёными и техниками в ходе трудоёмкого процесса.

Это процесс тянется от места раскопок до кабинета натуралиста и подготовительной лаборатории музея. Смонтированные скелеты, ставшие составной частью музеев естественной истории, больше всего напоминают скульптуры смешанной техники. Они собраны из большого количества разрозненных элементов, большую часть которых составляли гипс, сталь, синтетика, а меньшую – окаменевшие кости (вопрос, были ли они?).

Когда стоишь перед одним из этих возвышающихся созданий, например, перед скелетом по имени Сью в чикагском Филдовском музее естественной истории, удивительно трудно определить, какие черты древние, а какие современные, где заканчивается история и начинается воображение.

Учёным приходится интерпретировать данные об окаменелостях, которые в лучшем случае частичны. Первые находки динозавров состояли лишь из отдельных костей и горстки зубов. Вскоре стали находить более полные скелеты, но отдельные фрагменты обычно были разбросаны разрозненно, в безпорядке.

Часто, они также были раздавлены и деформированы огромным давлением. По этой причине палеонтологам пришлось сильно потрудиться, чтобы собрать динозавров во что-то похожее на настоящих, живых животных. При этом они опирались вместо доказательств, на умозаключения, суждения и своё воображение.

Как капитал создал динозавров

Опасаясь реакции на своё корпоративное могущество, американские промышленные магнаты становились заядлыми филантропами. Они стали обучать трудящихся, навязывая нужную точку зрения. Магнаты создавали университеты, художественные галереи, музеи естественной истории с их ценным имуществом — динозаврами.

Большинство динозавров являются созданиями воображения. Часто палеонтологи, которым поручалось реконструировать фрагментарные останки этих животных, руководствовались в своих поисках аналогиями с более знакомыми предметами и обстоятельствами.

В середине 19 века британский анатом Ричард Оуэн моделировал динозавров на основе пахидермий (складок кожи) слона. Однако американские палеонтологи в качестве анатомического руководства использовали кенгуру. Только в начале 20-го века, учёные пришли к единому мнению, и динозавры стали восприниматься как массивные, огромные и громоздкие бегемоты доисторического периода.

Многие музеи, только в последнее время, полностью заменили свои устаревшие экспозиции динозавров. Теперь они отражают современные представления об этих существах, как о птицеподобных, активных, быстро передвигающихся, и имеющих сложную социальную структуру.

Огромные размеры и диковинный вид гарантировали, что динозавры станут массовым зрелищем. Но из-за скудости их фрагментарных останков и огромной временной пропасти, отделяющей их мир от нашего, трудно было что-то узнать об этих существах.

Загадка того, какой могла быть жизнь в глубинах веков, позволила людям проецировать свои страхи и тревоги, а также надежды и фантазии на этих чуждых существ. В совокупности эти особенности способствовали тому, что динозавры стали излюбленной целью филантропической щедрости богатых элит, что обеспечило большое количество средств, выделяемых на науку о палеонтологии позвоночных.

Финансовая элита США, такая как Дж. П. Морган, и промышленники, такие как Эндрю Карнеги, достигли огромной власти и влияния. Они контролировали переход от плохо управляемой, но высоко конкурентно способной формы частного капитализма к более управляемой экономике. В ней доминировали крупные корпоративные фирмы.

Именно тогда, динозавры американского Запада стали иконой науки. Переход к корпоративному капитализму повлиял на практику палеонтологии позвоночных. Динозавры отразили одержимость всем большим и могущественным, которая преобладала в то время, но и оказали глубокое влияние на саму науку палеонтологию. Были созданы крупные, корпоративно организованные, и бюрократически управляемые музеи естественной истории.

Первые окаменелости динозавров были обнаружены в Англии в начале 19 века. Они получили название Dinosauria, данное британским анатомом сэром Ричардом Оуэном в 1841 году. В последующие десятилетия было обнаружено множество других окаменелостей, в том числе карьер, найденный в бельгийской угольной шахте. Он содержал десятки экземпляров игуанодонов.

Однако, самые ранние найденные динозавры были сравнимы по размерам с современными животными. Всё внезапно изменилось в конце 19 века, когда стали активно переписывать историю. На американском Западе была сделана серия новых открытий, вызвавших огромный ажиотаж.

Американские динозавры стали научной и популярной сенсацией, после того, как их ископаемые останки были установлены в начале 20-го века, в виде отдельно стоящих скелетов, в городских музеях (фальсификаторы определились с их размерами и формой). Американские динозавры оказались более крупными и внушительными, чем их европейские собратья. Народ Соединённых Штатов оказался особенно восприимчивой средой для этих существ.

Так «совпало», что кости динозавров стали сенсацией, а США превращались в промышленную державу мирового масштаба. Перед началом Первой мировой войны экономический рост страны превысил объём производства Англии, Франции и Германии вместе взятых.

Быстро рос класс богатых торговцев, банкиров и предпринимателей, которые финансировали процесс индустриализации. Железная дорога соединила два мира, связав город и сельскую местность в плотную сеть спроса и предложения. Ресурсы текли в одном направлении, а капитал – в другом, и многие люди по пути получали значительную прибыль.

Палеонтологи упорно трудились, собирая динозавров, полагаясь на умозаключения, суждения и воображение. Благодаря своим огромным размерам динозавры стали олицетворять мощь и плодовитость США. Странно, но три крупных карьера динозавров были одновременно «обнаружены» на американском Западе в течение одного полевого сезона летом 1877 года.

Это сделало США мировым центром палеонтологии позвоночных. Богатая элита быстро приняла динозавров как самых знаковых вымерших существ своей страны. В результате динозавры стали символизировать экономическую мощь и силу страны, предлагая материальное доказательство её исключительной истории и выдающихся перспектив.

Динозавры широко прославлялись, как более крупные, свирепые и многочисленные, чем Европейские. Они хорошо вписывались в традиционное повествование, прославляющее американскую исключительность.

Происхождение динозавров в далёком прошлом гарантировало, что динозавры будут ассоциироваться с эволюционной теорией, на которую часто ссылались для объяснения социальных, культурных и экономических изменений. Массовое вымирание динозавров, которое привело к их гибели в конце мелового периода, подтверждало цикличность бумов, спадов и возникновение кризисов перепроизводства.

Происходил бурный рост экономики, но американский капитализм в этот период находился в состоянии кризиса. Происходили частые финансовые кризисы и экономические депрессии. Во время этих спадов особенно сильно страдали трудящиеся. Это привело к широко распространённому протесту против системы экономического производства, которая, казалось, давала почти равные показатели роста и отсутствия надёжности, удовлетворения и страдания.

В воздухе витало ощущение революционного восстания, что привело к широко распространённой моральной панике среди социальной и финансовой элиты. Они опасались, что может начаться гражданская война из-за вопроса об использовании наёмного, вместо рабского труда. В ответ на это обеспеченные люди вооружились, создав ополчение и построив дома-крепости, которые в городах США служили их клубами.

В начале 20 века в деловом ландшафте США преобладали маленькие семейные фирмы, специализирующиеся на одном продукте или услуге. Однако затем ситуация резко изменилась, и на смену единоличным владельцам стали приходить крупные, капиталоёмкие и зачастую вертикально интегрированные корпоративные фирмы.

Эти корпоративные гиганты уничтожали своих конкурентов в ходе волны слияний, поглощений, рейдерских захватов. Многие выросли настолько, что угрожали монополизировать весь промышленный сектор. Такая реструктуризация политической экономики Америки вызвала огромную волну протеста.

Богатые элиты ответили на это, представив переход к политической экономике, управляемой огромными корпорациями, как пример эволюционного прогресса, прославляя способность рационального управления и организованного планирования. Они заявили, что новая экономика пришла на смену расточительной и «разорительной» конкуренции между мелкими фирмами.

Динозавры предлагали особенно мощное средство для придания убедительности этому утверждению. Палеонтологи изображали этих животных как злобных и одиночных хищников, чьё ужасное правление внезапно и безславно закончилось в конце мелового периода. Но их массовое вымирание открыло экологическое пространство для возникновения более доброго и мягкого мира.

Согласно этому эволюционному повествованию, жестокая конкуренция глубокого прошлого уступила место более просвещённой современности, когда разумные млекопитающие начали сотрудничать ради общего блага.

История палеонтологии динозавров демонстрирует, как формируются отношения между наукой и капитализмом. Наука традиционно изображалась как высшее призвание, изолированное от требований рынка. Однако, учёные получали финансирование, в то время, как богатые капиталисты могли утверждать, что занимаются альтруизмом.

Однако современная система патентования изобретений, передачи технологий и стартапов показывает, что наука зависит от капитализма. Мы видим, что действия фармацевтической промышленности направлены на получения прибыли, вместо здоровья людей. Исследования по изменению климата финансировались энергетическими компаниями.

Сегодня динозавры по-прежнему связаны с культурой капитализма, но в новых и зачастую удивительных формах. Современные палеонтологи теперь представляют их как активных и социальных животных, часто покрытых разноцветными перьями. Теперь, и современные китайские промышленники повышают свою социальную значимость с помощью коллекций динозавров.

В середине 1990-х годов сельский фермер по имени Ли Иньфанг обнаружил ископаемые останки маленького динозавра в провинции Ляонин на северо-востоке Китая. Этот экземпляр имеет множество уникальных особенностей.
Это был первый случай, когда кто-то «нашёл» окаменелость динозавра с целыми перьями. В результате современные палеонтологи стали относиться к Китаю примерно так же, как их предшественники в конце 19 века относились к США.

Палеонтолог Марк Норелл сказал: «Теперь, вместо чешуйчатых животных, изображаемых, как правило, серостью, у нас есть веские доказательства пушистого цветного прошлого». Многие биологи считают, что сложные социальные комплексы возникли в результате естественного отбора, действующего на молекулярном уровне. Высказываются идеи самопожертвования (народа в пользу монополий), как выгодные с точки зрения перспективы развития экономики.

По материалам книги «Лукаса Риппеля Сборка динозавра: охотники за ископаемыми, магнаты и создание зрелища». Он читает в Университете Брауна курсы по истории науки, капитализма и связи между ними в современной Америке.

P.S. Посмотрим, как были организованы кризисы, на примере Великой депрессии (1929-1939 годы). Считают, что основной причиной кризиса стало стихийное развитие рынка и его перенасыщение товарами. Перепроизводство продовольствия, перепроизводство промышленных товаров всех групп, отсутствие способности у населения покупать то, что предлагалось производителем – все это привело к обвалу рынка.

Федеральная резервная система, через систему подотчётных банков стала выдавать дешёвые кредиты. Их навязывали всем. В договоре был пункт, что в случае требования кредитора, заем должен быть быстро возвращён (вероятно – неделя). Большинство было уверено, что смогут перезанять и отдать долг.

Однако, деньгами распоряжалось ФРС. Она изъяла наличность и потребовала вернуть долги. Все, предприятия, банки, конторы оказались, в мгновение ока, должниками. У большинства людей исчезли деньги. ФРС старалась всех прибрать к рукам. Большинство предприятий обанкротилось за первый год. Вероятно, планам ФРС помешал СССР. Он проводил индустриализацию страны и стал закупать готовые заводы в Штатах. На работу в СССР приглашались рабочие и инженеры. С 1933 года Великая депрессия резко пошла на спад. Похожая история повторилась в 2008 году.

Комментарии запрещены.

Посетители
Архивы