Первые дни ВОВ – загадки истории

Многие слышали утверждения, что «СССР выиграл войну благодаря тому, что завалил немцев трупами». Ещё одна версия, что победить помогли инопланетяне. В качестве доказательства приводится эпизод, произошедший на Курской дуге.

Из показаний старшего лейтенанта Геннадия Жалагинова: «26 августа 1943 года, после того как наша батарея перенесла огонь в глубину вражеской обороны, я увидел серповидный предмет, мчавшийся с очень большой скоростью в юго-западном направлении. Цвет предмета спереди и сзади был синевато-темной окраски с переливами, к середине переходящий в светло-оранжевый. Создавалось впечатление, что это гигантский дельфин, так как средняя часть объекта то уменьшалась, то увеличивалась…».

Как следует из отчёта, составленного сотрудниками контрразведки, НЛО испустил луч по направлению к колонне фашистских танков. У «тигров» заглохли моторы, они остановились, а затем – загорелись.

Изучение материалов, имеющихся в свободном доступе в интернете, выявило противоположную картину той, которую нам рисует официальная историография с поздних советских времён и до настоящего времени. Использовались следующие материалы:
Сводки Советского Информационного Бюро;
Постановления Президиума Верховного Совета;
Постановления Совета Народных Комиссаров;
Приказы, директивы и донесения НКВД и НКГБ СССР;
Постановления Государственного Комитета обороны;
Приказы и директивы Народного Комиссариата Обороны;
Приказы и директивы Ставки Верховного Главнокомандования;
Тексты переговоров Верховного Главнокомандующего и Начальника Генерального Штаба Красной Армии с командующими фронтов и
армий;
Приказы Генерального Штаба Красной Армии;
Документы местных партийных и советских органов власти;
Донесения о деятельности партизанских соединений на оккупированной территории;
Оперативные и разведывательные сводки, боевые донесения и приказы фронтов и армий, а также их тыловых служб.

Сталин, выступая 6 ноября 1941 года в Моссовете, сказал: «Немцы знали, что их политика игры в противоречия между классами отдельных государств и между этими государствами и Советской страной уже дала свои результаты во Франции, правители которой, дав себя запугать призраком революции, с перепугу положили под ноги Гитлера свою родину, отказавшись от сопротивления. (До этого отдав Австрию, Чехословакию и Польшу).

Вступая в войну с Советским Союзом, фашисты рассчитывали, во-вторых, на слабость советского строя, слабость советского тыла. Они полагали, что после первого же серьёзного удара и первых провалов Красной Армии откроются конфликты между рабочими и крестьянами, начнётся драчка между народами СССР, пойдут восстания и страна распадётся на составные части, что должно облегчить продвижение захватчиков вплоть до Урала.

Немецкие захватчики рассчитывали, наконец, на слабость Красной Армии и Красного Флота, полагая, что немецкой армии и немецкому флоту удастся с первого же удара опрокинуть и рассеять нашу армию и наш флот, открыв себе дорогу на безпрепятственное продвижение в глубь нашей страны. Но немцы и здесь жестоко просчитались, переоценив свои силы и просчитавшись с оценкой нашей армию и флота».

В результате изучения материалов по начальному периоду Великой Отечественной Войны выяснилось.
1. Разведкой собиралась зарубежная информация, систематизировалась и сравнивалась с данными разведки приграничных округов. И только после этого попадала на стол высшего руководства станы. Кроме этого, была ещё и разведка приграничных округов, которая каждый день доносила вышестоящему руководству о скоплении войск и техники на сопредельной территории, а также строительных работах (развёртывание ремонтных баз, строительство аэродромов, дорог).

В результате в приграничные округа (из внутренних) подтягивались войска, на базе существующих частей формировались либо новые части, либо более крупные части. Промышленность с каждым месяцем наращивала производство новых типов вооружения. Строились оборонительные рубежи, как на границе, так и в глубине страны. В Поволжье, на Урале, в Сибири и Средней Азии создавались площадки для планировавшихся к эвакуации предприятий из западных районов страны (это одна из причин, почему СССР смог быстро перебросить и развернуть на новом месте выпуск военной техники).

Согласно планов стратегического развёртывания вооружённых сил СССР от 11.03.1941 года, Германия, Финляндия, Румыния и Венгрия к середине марта на западных границах СССР имели 10.800 танков и 11.600 самолётов (почти в 3 раза больше, чем говорит официальная историография). В Манчжурии Япония сосредоточила около 60-ти дивизий, в том числе 1.200 танков и 3.000 самолётов.

Против СССР воевали: Третий Рейх, Италия, Франция, Румыния, Болгария, Финляндия и другие. Примерное соотношение людских ресурсов СССР – 196 млн. человек, Германия и союзники – 297 млн. человек.

2. Существовала угроза войны на западном направлении против Германии, на Дальнем Востоке против Японии, на юге против Турции и Ирана. Поэтому
СССР держал в составе Дальневосточного фронта более 30 дивизий, в августе 1941 года в Иран были введены 2 армии (одна из Закавказья, другая из Средней Азии).

3. Чтобы провести мобилизацию (до 22 июня или позже) нужны командные кадры и её нужно вооружить современной техникой, снабдить горючим и боеприпасами, одеть, обуть и кормить три раза в день. Численность Красной Армии с 1 января 1939 г. по 22 июня 1941 года была увеличена до 5 млн. человек. В связи с этим наступил «кадровый голод» в младшем, среднем и высшем командном составе. В итоге многими корпусами и дивизиями командовали полковники (были случаи, когда командиром дивизии становился подполковник или майор), полками и бригадами командовали капитаны, батальонами командовали лейтенанты, только что окончившие военное училище, а многими ротами командовали сержанты и старшины, которым присвоили офицерское звание.

4. На вооружении РККА и Осоавиахима было около 20.000 танков и 20.000 самолётов. Но нужно учесть, что:
а) Почти половина этой «армады» танков и самолётов была учебной, на ней учились танкисты, лётчики, механики;
б) В 1940 году началось перевооружение армии. На вооружение были приняты новые типы танков и самолётов. Старые типы военной техники снимались с производства (включая производство запасных частей).

5. 15 июня 1941 года поступил приказ НКО – с 17-го июня в полной боевой готовности выдвинуть армии прикрытия для занятия предполья на расстоянии 1-го ночного перехода от границы, и начать подготовку к приведению подвижных соединений (механизированных и кавалерийских корпусов) в полную боевую готовность, а также подготовку к мобилизации.

В Ленинградском округе основные силы армий прикрытия (по плану прикрытия МП-41) заняли предполье вблизи границы с Финляндией. Балтийский флот, находящийся в оперативном подчинении ЛВО, был приведён в полную боевую готовность. В южном секторе (район Луги, Нарвы, Таллина) укреплённые районы на старой границе также были приведены в боевую готовность, и предполье между и перед укреплёнными районами начало заполняться войсками.

22 июня на базе ЛВО был образован Северный Фронт, а после объявления мобилизации стали формироваться дополнительные части, а часть техники из народного хозяйства стала поступать в войска. До перехода немецко-финских войск в наступление велось усовершенствование оборонительных рубежей. Часть сил южного сектора стала передаваться Северо-Западному фронту для занятия тыловых оборонительных рубежей на тех направлениях, где противник прорвал фронт.

29 июня немецко-финские войска перешли в наступление, но на протяжении нескольких дней (а на отдельных участках и недель) войска Северного фронта удерживали рубеж госграницы, постоянно контратаковали прорвавшегося противника и отбрасывали его на финскую территорию. Только когда противник путём мобилизации всего финского населения в возрасте от 18 до 45 лет и переброски из Германии и Норвегии немецких частей нарастил свою численность почти до 5-кратного превосходства в живой силе и технике, местами удалось потеснить войска Северного фронта.

Только к сентябрю немецко-финским войскам удалось захватить Карельский перешеек (до линии Маннергейма), это был их последний успех.

В Белорусском округе командующий (Павлов) и штаб округа проигнорировали приказ НКО. В результате 3 дивизии 4-й армии, вместо того, чтобы заранее занять предполье слева и справа от Бреста, начали выход из города уже под артиллерийским огнём противника.

Авиация Западного фронта, в нарушение директивы НКО от 17 июня, вместо рассредоточения по полевым аэродромам – осталась на основных аэродромах. Рассредоточение началось, когда авиабомбы уже падали на аэродромы базирования. В итоге авиация Западного фронта в первый день войны потеряла по разным оценкам от 40 до 50% своих самолётов.

Два механизированных корпуса были направлены в безсмысленный 300 километровый марш в отрыве от ремонтных и баз снабжения. Из-за выхода из строя боевой техники, механизированные корпуса к 25 июня превратились в стрелковые. В результате многочисленных провалов (или предательства), армии Западного фронта оказались в окружении. Большинство частей сумели выйти из окружения. (Немцы отчитались о полном уничтожении войск в котле).

3 июля руководство тем, что осталось от Западного фронта, взял в свои руки нарком обороны Тимошенко. Он приостановил отступление и в течении 2-х месяцев измотал войска противника активной обороной.

30 июня руководство Западного фронта было снято со своих постов, а в дальнейшем осуждено за халатность, потерю управления войсками, в результате которого войска попали в окружение, оставление противнику большого количества техники и боеприпасов.

25 июля на рубеже Могилев – Витебск началось сосредоточение 3-х армий второго и третьего эшелона под общим руководством Будённого.

Армии Юго-Западного и Южного фронтов (на Украине и в Молдавии) с 17 по 22 июня заняли предполье в близи к границе. В итоге приграничного сражения был сорван план молниеносной войны. На отдельных участках фронта части РККА в результате контратак восстанавливали линию фронта по линии государственной границы и даже переходили её на отдельных участках. Самая мощная группировка противника, находясь под ежедневным прессом контратак на разных участках фронта, сумела продвинуться лишь до Днепра и была вынуждена остановиться на этом рубеже вплоть до сентября.

22 июня войска 12-й армии генерала Понеделина были подняты по тревоге, получили оружие и боеприпасы, и заняли позиции. При движении войск к боевым позициям они подвергались бомбёжкам. Авиация, подчинённая командованию 12-й армии, 22 июня оставалась на аэродромах (предательство?).
После выхода на позиции, отсутствовали атаки войск противника на всём многосоткилометровом фронте. Затем советские войска, в нарушение директивы, начали отход от границы, оставляя врагу склады, мосты. Однако, железнодорожники-взрывники уничтожали всё, что успевали. Немцы сбрасывали листовки с угрозами расправы за то, что они всё уничтожали. Вероятно, немцам пообещали оставить содержимое складов и мосты в целости.
22 июня 1941 года румынские войска при поддержке немецких самолётов начали артиллерийский обстрел и авиационную бомбардировку советских баз Дунайской флотилии. Противник попытался форсировать Дунай. Однако он был отброшен на свою территорию, а затем началось наступление Красной армии. Под угрозой оказались нефтяные поля Плоешти (треть бензина, получаемого немцами). Однако, поступил приказ остановить наступление и перейти к обороне.

Виктор Суворов, «Ледокол»: «26 июня 1941 года 4-й авиационный корпус начал бомбардировки нефтяных полей Плоешти в Румынии. За несколько дней бомбардировок добыча нефти в Румынии упала почти в два раза». Их уничтожение привело бы к переходу немцев к обороне, однако, бомбардировки прекратили.

Вот ещё «ошибки» командования.
Из воспоминаний маршала Рокоссовского, за несколько дней до немецкого нападения из штаба округа пришло распоряжение – отправить артиллерию на полигоны, которые находились в приграничной зоне, то есть оставить, в случае войны, войска без артиллерии.

Из штаба округа Прибалтийского округа приказали полку тяжёлой артиллерии 16-го стрелкового корпуса снять с пушек прицелы (что запрещено делать, даже в мирное время) и сдать их для проверки в окружную мастерскую в Риге, за 300 километров от расположения части (то есть оставили без артиллерии). Разрешили комсоставу в выходной съездить в Каунас, к семьям (войска остались без командования).

В гаубичном артполку 75-й дивизии 4-й армии ЗапОВО 19 июня были увезены в Минск на поверку все оптические приборы, вплоть до стереотруб. Естественно, 22 июня возможность стрелять – отсутствовала (Командование ЗапОВО в июле было арестовано и затем – расстреляно).

Авиационный полк 21 июня получили приказ командующего войсками округа: снять с самолётов пушки, пулемёты, боеприпасы и хранить всё это на складе. В результате лётчикам пришлось устанавливать всё это после объявления тревоги. Подобные «ошибки» были в разных округах.

Имеются многочисленные факты «ошибок» или измены вышестоящего командования. Однако, нижестоящее командование продолжало борьбу, а в случае окружения – выводило свои части из окружения, по пути громя тылы врага, что задерживало наступление его войск. Возможно, что эти «ошибки» командования помешали Советскому Союзу закончить войну в 1941 году в Берлине, а возможно, и в Париже.

Использованы материалы статей Рината Тамеева «22 июня ровно в 4 часа… Факты бьют мифы» и Петра Балаева «Книга о начале войны».

Комментарии запрещены.

Архивы