Черненко – попытка спасти СССР?
Экономист и историк Владимир Писарев пишет: «В 1985-1991 годы всё делалось для того, чтобы положение в экономике ухудшалось. Руководство страны делало всё возможное, чтобы произошёл распад СССР. Все «реформы» тех лет были нацелены на ухудшение положения. Эта ситуация была использована для обоснования потребности в «обвальной» приватизации, перехода к дикому рынку, с его «либерализацией» цен и мошенничеству на биржах».
Имеется версия, что Константин Устинович Черненко предпринимал попытки изменить ситуацию и сохранить государство. Об этом свидетельствуют архивные документы секретариата ЦК КПСС и ряда центральных партийных журналов. Черненко начиная с конца 1970-х и до марта 1985 года настаивал на последовательных государственно-ориентированных преобразованиях, в корне отличавшихся от грядущей «перестройки» М.С. Горбачёва.
Имеется информация, что Черненко предлагал Брежневу прислушаться к мнениям А.Н. Косыгина и А.Н. Шелепина и начать комплексно исправлять ошибки Хрущёва. В том числе оценку сталинского периода, роли самого Сталина и его соратников.
Эти вопросы обсуждались в узком руководящем составе. Это было в 1965, 1966, 1967, 1969, 1973 и в конце октября 1979-го года. Брежнев соглашался, но потом опять давал «задний ход». Вероятно, кто-то имел на него большее влияние.
По мнению Черненко, требовалось усиление роли государства в экономике, большая активность в борьбе со взятками, приписками, фальшивой статистикой, пропагандой, дефицитом ширпотреба и многое другое.
К концу 1970-х годов в печатных СМИ, на радио, телевидении, в историко-политических брошюрах (особенно в Грузинской ССР) стали опять в положительном ключе вспоминать Сталина. Это было в канун 100-летия со дня его рождения. В «Правде» от 21 декабря 1979-го опубликовали обширный, в основном уважительный материал памяти Сталина.
Рост партийно-государственной карьеры Черненко начался в 1940-х годах. В 1956-м Черненко – референт секретаря ЦК КПСС Брежнева. С марта 1965-го стал руководить общим отделом ЦК КПСС. На этой должности он трудился почти 15 лет.
Черненко занимал должности, которые позволяли ежедневно получать разнообразную подробную информацию со всей страны. Через него проходило большое количество документов и досье почти на всю тогдашнюю номенклатуру.
Это были руководители экономических объектов, СМИ, профсоюзных, комсомольских организаций, издательств и т.п. Черненко составил безчисленное множество докладов, пояснительных записок, комментариев в Политбюро ЦК и Президиум Совета министров СССР по очень многим вопросам. Всё это существенно повышало роль К.У. Черненко в высшем руководстве партии и государства.
Черненко считался мягким, но принципиальным человеком. Он проявлял феноменальную память, знал многие экономические, социальные, политические вопросы. По информационной «насыщенности», мало кто мог сравниться с Черненко в тогдашнем советском руководстве.
У Черненко с Андроповым, согласно многим документам и свидетельствам, были весьма сложные взаимоотношения. Черненко иногда критиковал Андропова. Например, за то, что западные корреспонденты и даже дипломаты без особых проблем могут встречаться и беседовать с прозападными антисоветскими диссидентами. Черненко упрекал Андропова и за «однобокость» в борьбе с диссидентами. «Прозападных» КГБ почему-то менее жёстко преследует, чем сталинистов или русофилов.
В июне 1983 года Черненко выступил с докладом «Актуальные вопросы идеологической и массово-политической работы партии» на пленуме ЦК КПСС. В нём он отметил сплошной формализм идеологической работы, отсутствие связи с реальной ситуацией, слабый уровень подготовки партийно-идеологических и управленческих кадров. Это выступление фактически обозначило разногласия между Черненко и Андроповым.
После кончины Андропова, 73-летний К.У. Черненко стал новым руководителем партии и государства. Многие считают, что у него едва ли оставались силы, чтобы руководить страной.
При Черненко наметилось существенное улучшение советско-китайских отношений. Например, в профильном советском журнале «Проблемы Дальнего Востока», да и в других советских СМИ прекратилась критика Китая и его компартии. Появились подробные материалы о сути и ходе китайских экономических реформ. Предлагалось изучать китайский опыт.
Советским профсоюзам с осени 1984-го было разрешено оспаривать в высших партийно-государственных инстанциях те решения руководителей предприятий, партийных и хозяйственных структур, которые фактически нарушали трудовое законодательство, тормозили развитие экономической инициативы, производительность труда, социальное обеспечение трудящихся.
При Черненко было почти завершено следствие по делу об экономических преступлениях многолетнего главы МВД СССР Н.А. Щёлокова. Настораживает быстрое окончание дела в отношении хищений экс-директора Елисеевского магазина Соколова.
Его приговорили к расстрелу и сразу привели приговор в исполнение. Вероятно, это позволило избежать продолжения расследования в отношении дочери Брежнева – Галины.
Черненко инициировал увеличение уровня кооперации в рамках СЭВ. Он прекратил дискриминацию Румынии в рамках трубопроводных, интеграционных проектов и приоритетов в сфере кредитования. В июне 1984 года прошло совещание глав государств и правительств стран-членов СЭВ. Его главные решения: обеспечение лучшей координации интеграционных планов с обязательным учётом национально-экономической специфики.
Были продлены на 15-20 лет технологические и общеэкономические связи между отраслями и предприятиями стран-членов СЭВ. Черненко настоял на том, чтобы сотрудничество СССР с другими странами-членами СЭВ было без оглядки на их позицию в отношении действий СССР в Афганистане.
Черненко начал проводить комплексные мероприятия по исправлению хрущёвских действий в отношении Сталина, Китая и Албании. Перестали глушить русскоязычные радиопередачи КНР и Албании. По инициативе Черненко, в 1984 году в КПСС были восстановлены, исключённые из партии при Хрущёве, В.М. Молотов, Л.М. Каганович и Г.М. Маленков.
Черненко планировал вернуть в высшее руководство СССР и КПСС А.Н. Шелепина. Это был один из самых активных сторонников «реабилитации» Сталина и автор проектов соответствующих постановлений ЦК в 1966 и 1969 годах. Была вероятность, что он мог сменить Черненко на посту главы государства.
В 1984 году по поручению К.У. Черненко проводилась работа по подготовке комплексной программы экономических реформ. Планировались экономические дискуссии о последней сталинской пятилетке, с опорой на книгу Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.). Подтверждением тому являются публикации учёных-экономистов в журнале «Экономические науки». Был объявлен конкурс на создание к 1985 году нового учебника политической экономии, в котором нашли бы отражение упомянутые тенденции.
Светлана Аллилуева получила весной 1984-го года письмо от Черненко. Он писал, что «в связи с предстоящим восстановлением справедливости в отношении памяти и наследия И.В. Сталина, Вы, его дочь, должны быть в этот момент на его и своей родине, на мой взгляд…».
К 9 мая 1985 года готовилось возвращение Волгограду названия – Сталинград. Первичные документы по этому вопросу были подписаны Черненко. Готовилось постановление ЦК КПСС «Об исправлении субъективного подхода и перегибов, имевших место во второй половине 1950-начале 1960-х годов при оценке деятельности И.В. Сталина и его ближайших соратников».
Иными словами, намечалась ревизия антисталинских решений 20 и 22 съездов партии. Постановление намечалось опубликовать в канун 40-летия Дня Победы. Это должно было прозвучать в докладе Черненко по случаю этой даты. Однако он «своевременно» умер в начале марта 1985-го. Затем о нём «официально забыли», а с 1986-го года стали причислять к «соавторам застоя» и «адептам сталинизма».
Краткое изложение статьи ресурса «ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН».
P.S. Вероятно, планы и деятельность К.У. Черненко – это была последняя попытка вернуть советскую власть и предотвратить разрушение СССР.
P.P.S. Вспомним «Дело врачей». Их обвиняли в «ошибках» при оказании помощи. Например, так ушли из жизни Фрунзе, Жданов, Калинин, Сталин. Возможно, и Черненко «помогли» покинуть наш мир.