Рыба Протоптер

Рыба обладает разумом? Или этот механизм вложили в неё как программу? Существуют четыре вида протоптеров, отличающихся размерами тела, ареалом и отдельными анатомическими особенностями. При этом образ жизни всех видов практически одинаков. Обитают протоптеры в пресных водоёмах тропической Африки, преимущественно со стоячей водой.

Характерная черта протоптеров – их способность впадать в спячку при пересыхании водоёма, зарываясь в грунт. Обычно спячка протоптеров происходит ежегодно, при пересыхании водоёмов в сухой сезон. При этом рыбы проводят в спячке несколько месяцев до наступления сезона дождей, хотя в случае длительных засух могут прожить без воды свыше четырёх лет без каких-либо вредных последствий для себя.
Крупные протоптеры делают это, когда уровень воды понижается до 10 см, а более мелкие — когда слой воды достигает 3—5 см. У протоптеров в Великих Африканских озёрах, наполненных водой круглый год, спячка – отсутствует.

Протоптеры постоянно поднимаются к поверхности, чтобы глотнуть воздуха. Подсчитано, что с помощью жаберного дыхания взрослая рыба получает в среднем только 2 % нужного кислорода, остальные 98 % – с помощью лёгких. Вероятно, за регуляцию жаберного и лёгочного дыхания у протоптера отвечают разные отделы нервной системы.

Перемещаются протоптеры двумя способами: они или плавают за счёт изгибания тела, плотно прижимая плавники, или же передвигаются по дну с помощью плавников. Помимо двигательных функций, эти плавники играют большую роль при отыскании добычи, так как они густо усеяны вкусовыми почками (особенно обильно покрыты ими грудные плавники). В мутной воде водоёмов, в которых обитает протоптер, зрение имеет мало значение, поэтому рыба при ориентации полагается на обоняние и плавники, которыми ползущий протоптер обследует окружающее пространство. Для передвижения в толще воды плавники протоптера пригодны мало, поскольку ими сложно загребать воду.

Немецкий натуралист Альфред Брем писал, что протоптер из-за своего свирепого нрава – рыба одиночная: «Протоптеры … если даже случайно встретятся, тотчас нападают друг на друга и так свирепо дерутся, что редко можно встретить протоптера с совершенно целым хвостом. Они защищаются и от человека, кусаются, если случайно на них наступят, шипят при этом, как змея, которую они напоминают быстротой своих движений».

Если потревожить до спячки протоптера в его «спальном гнезде», то он издаёт звуки, напоминающие одновременно и писк, и скрип, видимо, с помощью зубов. Раздражённая рыба вне воды способна издавать звуки, похожие на громкий вскрик. Высовываясь из воды для дыхания, протоптер издаёт при вдохе громкий звук, похожий на визг, слышимый на далёком расстоянии.

Перед нерестом протоптер сооружает специальное выводковое гнездо. Процесс его постройки изучен плохо. Как правило, выводковое гнездо протоптера строится на мелководье, где слой воды менее 50 см, и дно поросло высокой густой травой. Гнездо представляет собой подковообразную нору с двумя входными отверстиями. Одно из них — более широкое — имеет в диаметре 20—30 см, а другое, более узкое —10—15 см. В нижней части этой норы, лежащей примерно на глубине 40 см от поверхности грунта и наиболее удалённой от входных отверстий, находится расширенная выводковая камера, в которой откладывается икра. По рассказам местных рыбаков, такие норы служат рыбе до десяти лет.

Подготавливая нору к нересту, самец год от года наращивает вокруг неё грязевой холмик, который в итоге достигает одного метра высоты.
Икра откладывается в норе на её грунтовое дно. Гнездо часто располагается на столь мелком месте, что рыбе иногда приходится добираться от него до глубокой воды проползая по сухому грунту. Однако само гнездо строится рыбой так, что всегда оказывается ниже поверхности воды даже при самом сильном падении её уровня. (Как они определяют будущий уровень воды?)
Протоптер всё время, пока личинки остаются в гнезде, сидит у одного их входов и с помощью плавников и хвоста осуществляет нужный ток воды, омывающий выводок.

Для спячки протоптер выкапывает специальное гнездо в дне водоёма. Спальное гнездо рыба роет ртом, буквально прогрызая дно водоёма. Захватив пастью ил, рыба выбрасывает его через жабры. Если грунт оказывается плотным, протоптер, держась вниз головой, выкусывает глину. Он разжёвывает кусочки грунта, а размельчённый и смешанный с водой материал выбрасывает через жаберные щели и гонит ударами плавников к выходу. У крупных протоптеров «спальня» залегает на глубине до полуметра.

Подготовив «спальное гнездо», протоптер остаётся в нём практически безвылазно, ожидая полного спада воды, выставив рыло из входного отверстия. Время от времени он поднимается к поверхности для дыхания, высовываясь вертикально из норы и уходя в неё также вертикально хвостом вперёд.

Когда уровень воды высыхающего водоёма опускается вровень с дном, тогда часть, выброшенной у входного отверстия, глины засасывается благодаря таким поршневым движениям, и закупоривает выход. После этого протоптер начинает изнутри тыкаться рылом в образовавшуюся земляную «пробку» и уплотнять её. Над норой в результате образуется колпачок, покрытый трещинами. Через эти трещины в нору проходит воздух.

Как только колпачок формируется, протоптер начинает обильно выделять слизь, так что вода в норе становится вязкой. Затем образуется предохранительный кокон. Он представляет собой тончайшую плёнку толщиной 0,05—0,06 мм, образующуюся при затвердевании слизи. Кокон столь плотно обтягивает спящего протоптера, что между его стенками и телом рыбы исчезают все зазоры. В коконе имеется единственное отверстие воронкообразной формы, длиной 1—5 мм, ведущее прямо в приоткрытый рот протоптера, через которое осуществляется связь рыбы с наружной средой.

Спящий протоптер принимает строго определённое положение. Рыба оказывается сложенной пополам между грудными и брюшными плавниками, рылом вверх. Свернувшийся протоптер сжат в такой клубок очень туго. Хвост его перехлёстнут через верхнюю часть головы, прикрывая глаза, и плотно прижат к спине. Плавники очень туго, практически заподлицо, вжимаются в тело рыбы. Тёмные протоптеры из бассейна Конго могут проводить спячку и на поверхности грунта, в коконе из застывшей слизи. Метаболизм таких рыб другой, чем у протоптеров, спящих в гнезде.

Исследования канадских учёных показали, что кокон протоптера имеет очень сложную слоистую структуру, а его химический состав постепенно меняется в соответствии с накоплением в организме спящей рыбы продуктов распада. Более того, кокон является защитной плёнкой, и активно накапливает вредные вещества из организма рыбы, участвуя, таким образом, в обмене веществ. Интересно, что «бодрствующий» протоптер, находящийся в воде, но вынужденный долго голодать, впадает в своеобразное оцепенение точно в такой же позе, как во время спячки.

В естественных условиях протоптер выходит из спячки с наступлением периода дождей, когда пересохшие водоёмы наполняются водой. После выхода из кокона протоптер выглядит словно иссохшим. Его тело его сморщено и изогнуто. Даже через несколько дней после спячки хвост у них ещё остаётся отогнутым вверх и чуть вбок, а смятые плавники лишь постепенно распрямляются и приобретают упругость.
Может быть, у кого-нибудь ещё остались сомнения, что вышеперечисленные механизмы в рыбу вложили как программу.

Комментарии запрещены.

Посетители
Архивы