Школа
Краткое изложение статьи Петра Балаева «С днём продавца уроков!»
В 1951 году состоялась известная дискуссия по учебнику политэкономии. К тому времени все научные споры по положениям, которые должны быть обозначены в учебнике, были закончены. Проблема с этим учебником была такой, Политбюро ЦК ВКП (б) поставило задачу перед виднейшими учёными-политэкономами написать простой, читаемый, интересный, доступный для понимания любому советскому человеку учебник. Казалось бы, задача простая.
Уже после смерти Сталина вышел учебник политэкономии Островитянова. Жутко унылая дрянь. За чтением которой даже студенты ВУЗов впадали в состояние почти летаргического сна. Только представьте себе, даже авторитета ЦК и Сталина было мало, чтобы заставить учёных-политэкономов написать нормальный учебник. Почему? Причина та же, что и у Надежды Константиновны Крупской, курировавшей вопросы школьного образования, которая пыталась заставить педагогов написать нормальные учебники для школьников.
Крупская билась, почти в буквальном смысле этого слова, головой в стену, добиваясь таких учебников, чтобы школьнику достаточно было прочитать материал в нём и понять его без помощи учителя. Чтобы дети могли учиться по учебникам и самостоятельно, вместо получения знаний от учителя.
Представляете, что задумывала Надежда Константиновна? Во-первых, с такими учебниками без разницы, в каких школах учатся дети: в глухой деревне или в столичной. Главное, чтобы учебников хватило. Во-вторых, школьники приучались бы получать знания и образование – самостоятельно, что ещё важнее.
Казалось бы, педагогическое сообщество должно было идеи Надежды Константиновны воспринять с огромным восторгом, тем более, что дело было сравнительно простым. Однако, это сообщество ответило злостным дружным саботажем.
Почему так случилось и с учебником политэкономии, и со школьными учебниками, почему именно те, кто, вроде бы, прямо был заинтересован в вопросе образования, саботировали создание таких учебников?
Да потому, что вы, уважаемые родители, когда сегодня отводите своих детей на школьные линейки в «День знаний», должны сами знать, что все эти словеса насчёт того, что учитель в школе вашим детям даёт знания и прочая высокопарность – всего лишь словеса, за которыми скрывается сугубо товарно-коммерческая изнанка. Смысл работы учителя (как и вузовского преподавателя) вместо метафизического «давать знания», заключается в сугубо материальной продаже урока.
Если ваш ребёнок учится в частном учебном заведении, вам это легко понять, вы напрямую из своего кармана оплачиваете уроки. Если в государственном – опосредованно через налоги, но суть этого одна. Спросите у себя, особенно родители школьников частных гимназий, оплата обучения вашего ребёнка зависит от того, насколько ваш ребёнок успешно и много получил знаний? Родители троечников платят меньше родителей отличников?
А теперь представьте, в каком положении окажутся трудящиеся массы учителей и преподавателей, если дети, научившись только читать, смогут получать знания напрямую из учебников, минуя учителя? Учитель и преподаватель останутся почти только в роли наставника и контролирующей инстанции, полетят к чертям штаты, почти исчезнет грань между государственным и коммерческим образованием, отомрёт репетиторство – дополнительная продажа уроков. Финансовые потери учителей и преподавателей представляете?
В СССР этот процесс хоть как-то контролировался. Точнее, в отсутствии коммерческого образования, он тайно шёл, то теперь школа пошла вразнос.
Школьные учебники советских времён, даже учебники по таким предметам, как история, были написаны таким зубодробительным языком, что заставить большинство детей их читать можно было только розгами. А уж математика, физика, химия – для абсолютного большинства школьников их тексты было трудно понять, без предварительного объяснения учителей.
Даже вузовские учебники в подавляющем своём числе были написаны садистами-преподавателями. Даже по гуманитарным наукам. И даже если какие-то студенты способны были читать и учиться по ним самостоятельно, то их силком гнали на лекции, на которых преподаватели зачитывали материал из учебника.
Те, кто сдавали экзамены в вузах, знают, на что в первую очередь обращали внимание преподаватели. Как только к ним подходил студент с билетом, они проверяли посещаемость лекций и семинаров. Сколько они занизили оценок на экзаменах, иногда прямо говоря: «пропуски лекций – на балл ниже оценка».
Большинство современных школьных учебников – это преступление. Это наглая преступная деятельность всей школьной педагогики. Если с учебниками советских времён были проблемы, то современные школьные учебники практически полностью исключают усвоение материала из них детьми самостоятельно. Это тяжело сделать и с помощью родителей.
С введением ЕГЭ качество учебников еще больше ухудшилось. Вероятно, это ответ педагогической мафии на ЕГЭ. Все видели, с каким рёвом протеста эта мафия встретила введение тестирования. ЕГЭ лишил её дополнительного заработка, очень существенно ограничив «продажи» оценок на школьных выпускных экзаменах и на вступительных в вузы.
Уже очевидно, что педагогическая мафия нашла способ компенсировать эти потери, пойдя на ухудшение учебников и общее снижение самого качества преподавания в школах. В том числе и за счёт увеличения нагрузки по отчётности на учителей, чтобы даже те учителя, которые добросовестно относятся к своей профессии, волей-неволей, заваленные отчётами, снижали качество преподавания.
И если раньше, до ЕГЭ, деньги родителей уходили в карманы экзаменаторам за оценки, то теперь эти деньги уходят в карманы этим же людям за репетиторство, за натаскивание на сдачу ЕГЭ. Разумеется, при таком состоянии педагогики и преподавания, падение общего уровня образованности – объективный процесс.
С образованностью населения и в СССР были серьёзные проблемы, но сейчас они становятся уже критическими. Возможность исправления этого в данной общественно-политической системе – отсутствует. Это мировой процесс. Он идёт и в России, и Европе, и США.
Исключение составляет «капиталистический» Китай, где в последние годы правительство вплотную занялось проблемами школьного образования, заметив опасные тенденции в усложнении школьной программы и развитии репетиторства. Почти весь остальной мир, Россия в том числе, уверенно шагает по направлению, когда более-менее нормальное, даже школьное образование становится доступным только для богатых слоев общества.
Поэтому, когда вы будете слушать высокопарные слова коммерсантов от педагогики, втюхивающим вам насчёт «школа даёт знания», утрите слёзы счастья и радости за судьбу вашего ребёнка, который попадёт в руки таких замечательных людей, произносящих такие замечательные слова. Вы отдаёте своего ребёнка в руки торгашей, которые промышляют продажей уроков.
Живите без иллюзий. Счастья вам и вашим детям.