Надгробия погибшей цивилизации

Дарвин писал в 1881 году своему оппоненту, Александру Агассису: «Мне хотелось бы, чтобы какому-нибудь миллионеру пришла в голову идея пробурить скважины где-нибудь на атоллах в Тихом или Индийском океане и получить керны с глубины 400–600 футов».

В конце 19 века Британское Королевское общество направило экспедицию в Тихий океан. Здесь, на атолле Фунафути, который входит в состав западно-полинезийского архипелага Эллис, была пробурена скважина, достигшая глубины около 350 метров. Анализ содержимого буровой колонки показал, что она состоит из «коралловых» пород, а породы вулканического происхождения отсутствуют.

Ф. Д. Оммани в 1963 году в книге «Океан» пишет: «Можно было думать, что результаты бурения доказывают правильность теории Дарвина. Но, к сожалению, бурение производилось у края атолла, и скважина прошла сквозь фундамент из обломков или осыпь уплотнённой коралловой массы, на которой и образовался риф. Агассис же утверждал, что уплотнённая порода, обнаруженная в нижней части скважины, представляет собой фундамент из третичного известняка. В результате был сделан вывод, что данные бурения на Фунафути мало убедительны для доказательства правильности какой-либо теории».

Однако, чем больше бурений проводилось в последующие годы на атоллах, тем очевидней становилась правота Дарвина. Зная скорость роста коралловых построек, которая равна от 17–37 метров за тысячелетие (как это определили?), можно по высоте керна, полученного при бурении, рассчитать возраст атолла. А так как кораллы погибают на глубинах свыше 50–60 метров, каждый метр «толщины» кораллового атолла соответствует метру погружения суши или мелководной банки (или поднятия уровня океана), на которой стал расти атолл. Каково же было удивление учёных, когда оказалось, что эта «толщина» может превышать километр. На атолле Эниветок она оказалась равной полутора километрам. А это означает, что примерно на такую же глубину опустилась здесь суша (или поднялся уровень океана) со времени образования коралловой постройки.

На дне Тихого океана были обнаружены и затопленные, «мёртвые» атоллы. Большая часть их расположена в районе Каролинского архипелага, поблизости от «живых», надводных атоллов. Другая группа, обследованная экспедицией на судне «Каприкорн» (о ней рассказывает книга Хелен Райт «В глубинах Тихого океана», находится в районе архипелага Самоа. Всего же в Тихом океане известно пока что более двух десятков затопленных атоллов.

Стадии жизни атолла, согласно теории происхождения атоллов Дарвина.

Сначала возникает вулканический остров. Затем волны превращают конус острова-вулкана в гладкую площадку, на которой селятся кораллы. Вокруг вулканического острова появляется береговой риф, окаймляющий его, а затем кораллы наращивают барьерный риф.

На следующей стадии развития атолла, вулканический остров почти полностью погружается в океан, образуется лагуна, посреди которой торчат последние остатки затонувшего острова-вулкана. Следующая стадия – это «нормальный» атолл, опоясанный рифовым барьером, на который «насажены» маленькие островки. Таковы все «типичные атоллы» Океании.

Но вот для атоллов наступает гибель. Скорость погружения основания, на котором стоит атолл, начинает превосходить скорость роста рифов. Окаймляющие островки, насаженные на кольцо рифа, начинают размываться и атолл постепенно скрывается в океане. Последняя стадия – окончательное погружение атолла, его «смерть». Сначала они уходят на малую глубину, а затем эта глубина становится все больше и больше.

Но гибель атолла с течением времени даёт начало «новой жизни». Погруженный атолл принимает на себя различные осадки. Бывшая лагуна заполняется ими, и «труп атолла» постепенно превращается в новую форму подводного рельефа – так называемый гайот, или гийо, плосковершинную подводную гору.

Один из первых океанографов США Александр Агассис, знаменитый английский океанограф Джон Мюррей и известный океанограф и геолог Дэли считали, что барьерные рифы выросли на береговых террасах, которые создала деятельность морских волн. Этим-то и объясняется ровное плоское дно лагун коралловых атоллов.

В ряде мест есть коралловые рифы, возвышающиеся над уровнем моря на высоте свыше километра. У кораллов, жителей мелководья, отсутствует возможность «нарастить» свои постройки до такой высоты. Исследователи считали, что здесь имело место поднятие суши.

Теория Дарвина предполагает противоположный процесс: медленное и постепенное опускание островов, надгробиями которых и являются коралловые атоллы.

Вторым важным доводом Мюррея, ставившим под сомнение дарвиновскую теорию, было наличие мест, где одновременно имелись окаймляющие рифы, барьерные рифы и атоллы.

Хотя, более вероятна версия колебания уровня океана. Например, большой потоп скрыл почти все горы, затем уровень океана понижался. Имеются упоминания о множестве подобных потопов.

Дарвин считал, что, когда погружение дна идёт слишком быстро по сравнению со скоростью роста кораллов, они оказываются на глубине свыше 60 метров. Это ведёт к их гибели. Они превращаются в окаменелости с плоскими поверхностями на дне моря.

Такие затонувшие атоллы с плоской поверхностью были обнаружены в Тихом океане. А затем на дне океана были открыты горы, вершины которых также имели плоскую поверхность. Они отстояли от поверхности иногда на тысячи метров.

Профессор Хесс из Принстонского университета во время второй мировой войны открыл странные горы, имеющие столообразные плоские вершины. Они отличались от гор на суше и гор, которые ранее обнаруживали под водой. В честь французского географа Арнольда Гийо профессор Хесс назвал эти конические плосковершинные горы «гийо» (гайот).

В центральной части Тихого океана имеются десятки подобных гайотов. От гавайского островка Неккер до крохотного атолла Маркус в западной части Тихоокеанского бассейна протянулся подводный хребет. Из 265 подводных гор, образующих вершины этого грандиозного хребта, 80 имеют плоские вершины.

В других районах Тихого океана, на других подводных хребтах, валах и поднятиях также обнаружены горы с плоскими вершинами. Вероятно, они имеются по всему мировому океану. Вершины многих из них увенчаны, словно короной, правильным кольцом коралловых рифов.

С помощью современной аппаратуры удалось сфотографировать вершину гайота Сильвания, находящегося в районе Маршалловых островов и погруженного на глубину около километра. На снимке были отчетливо видны знаки ряби: значит, когда-то гайот находился в зоне прибоя. Наконец, драги океанографических судов часто поднимают с плоских вершин гайотов на глубинах от 500 до 2500 метров окатанные прибоем гальки, окаменевшие остатки сооружений кораллов и другие свидетельства того, что когда-то вершины гайотов доходили до поверхности океана.

Использованы материалы книги «Загадки Великого океана» А.М. Кондратова.

Комментарии запрещены.

Архивы