Забытый микроскоп
Это изобретение было вычеркнуто из истории вместе с достижениями его создателя.
Польская Википедия: «Ройал Рэймонд Райф (родился 16 мая 1888 года в Элкхорне, штат Небраска, умер 5 августа 1971 года) – американский изобретатель.
Один из пионеров цейтраферной съёмки и конструктор оптических микроскопов.
В 1930-х годах Райф утверждал, что с помощью устройства собственного изобретения он смог ослабить или уничтожить патогены, вызывая деструктивные вибрации в составляющих их молекулах. Его утверждения отказались проверить, что изобретатель посчитал заговором Американской медицинской ассоциации, Министерства здравоохранения США и врачей.
Интерес к идеям Райфа был восстановлен в 1987 году, когда вышла книга по альтернативной медицине «The Cancer Cure That Work», результатом которой стало появление на американском рынке множества устройств, подписанных именем изобретателя, которые должны были излечивать рак, СПИД и другие болезни. Эти устройства, а также их применение трактуются современной наукой как лженаука.
Польская Википедия описывает Райфа шарлатаном и молчит о его оптических изобретениях. В Английской и немецкой Википедии даётся чуть более информации. К счастью, помимо Википедии, в Интернете есть дополнительные ресурсы, позволяющие познакомиться с Райфом, как с «оптиком», так и с «вирусным экспертом».
В юности Райф был впечатлён открытиями Луи Пастера и Роберта Коха во второй половине XIX века. Они использовали микроскопы, чтобы увидеть «смертоносные микробы», чтобы затем их можно было изолировать и выращивать. Получившиеся сущности всегда вызывали одну и ту же болезнь в повторяющихся циклах. Следующим шагом была помощь нашей иммунной системе распознать их. Райф подозревал, что рак также вызывается микробами, но они были слишком малы, чтобы их можно было увидеть в стандартный оптический микроскоп.
Ограничение связано с волновой природой света. Это приводит к интерференционным эффектам. Физик Эрнст Аббе, работавший на фирму Carl Zeiss, уже в 1873 году установил зависимость между наилучшей разрешающей способностью оптических микроскопов и длиной волны света. В лучшем случае оно составляет около λ/3, где λ — длина волны видимого света. Таким образом, предел составляет около 180 нм, а для ультрафиолетового света λ <400 нм.
Компания Carl Zeiss разработала УФ-флуоресцентные микроскопы. Источником света служила мощная дуговая лампа, УФ-свет которой концентрировался на образце с помощью кварцевых линз. Объектив и окуляр представляли собой стеклянные линзы. Оказалось, что образец преобразовывал этот свет (УФ-излучение) посредством флуоресценции в видимый свет. В 1913 году компания Carl Zeiss была готова продавать этот новый тип микроскопа.
В 17 лет Райф окончил среднюю школу и в 1905 году поступил на медицинский факультет Университета Джона Хопкинса. Его интерес к бактериологии отвлёк его от тех исследований, которые принесли бы ему степень доктора медицинских наук.
Позже он учился в Гейдельбергском университете в Германии, где разработал все микрофотографии для Атласа паразитов (Бактерии), который разработал для этого университета. Университет настолько оценил качество его работы, что в 1914 году присвоил ему звание почётного доктора паразитологии.
Во время учёбы в Университете Джона Хопкинса Райф начал работать в американском филиале немецкого производителя объективов Carl Zeiss, а позже работал на заводе Zeiss в Германии. После начала Первой мировой войны он вернулся в Америку и работал на правительство США, точнее, на флот.
В 1917 году он начал строить свой первый микроскоп, закончил его в 1922. Говорят, что этот микроскоп увеличивал в 17 000 раз, а полученные изображения имели великолепное разрешение и контраст. Написано, что с помощью этого микроскопа впервые наблюдался «вирус», который до сих пор был теоретическим творением.
Он закончил строительство второго микроскопа в 1929 году, а третьего, названного «Универсальным микроскопом», в 1933 году. Этот микроскоп мог также делать фотографии с помощью камеры Leica, а затем из фотографий создавать цейтраферные фильмы, показывающие «жизнь микробов».
Райф построил в общей сложности пять микроскопов, а знаменитый «третий», как говорят, имел увеличение в 60 000 раз. Единственный существующий микроскоп Райфа находится в Музее науки в Лондоне. Это «микроскоп №5».
Райф опередил своё время более чем на 80 лет. Только в 2014 году Нобелевская премия по химии была присуждена за разработку микроскопии сверхвысокого разрешения. Это было достигнуто за счёт использования мощных лазеров, тогда как Райфу удалось добиться успеха чисто классическими средствами. Однако, его имя было стёрто из официальной медицинской и научной литературы.
В основе «технологии Райфа», которая «опередила» теоретические расчёты Аббе по «оптическому» освещению стекла, воздуха и образца белым светом, лежало использование осветителя, состоящего из очень мощной вакуумной лампы ультрафиолетового света (запатентованная Райфом) и системы призм, благодаря которой был получен свет со спектром, очень близким к монохромному, похожим на свет лазеров.
Райф освещал образец с нескольких направлений монохроматическим светом «нескольких цветов» и дополнительно поляризованным светом. В результате было исключено размытие резкости изображения, возникающее при освещении препаратов белым светом, состоящим из широкого диапазона длин волн разной длины.
Образно говоря, «Крошечные существа» «прозрачны» и «невидимы» в воде. Для того чтобы они «показались» в микроскоп, используются различные красители. Это как стеклянная тарелка, брошенная в ёмкость с водой, становится «невидимой». Достаточно подкрасить воду, чтобы стекло «раскрылось». Окрашивание образца при наблюдении за живыми бактериями – это «целая наука», потому что «краситель» должен оставить бактерии живыми. Это важно при наблюдении за «жизнью и развитием микроорганизмов».
Еще одна проблема, которую заметил Райф, заключается в том, что многие красители, добавляемые к образцу, имеют слишком большие частицы, чтобы проникнуть в наблюдаемые структуры, и, кроме того, частицы красителя «затеняют» наблюдаемые объекты, которые намного меньше их.
Райф продолжил идеи завода Zeiss, где было замечено, что при освещении образца ультрафиолетовым светом микроорганизмы начинают светиться. Они становятся видимыми без использования красителя.
Еще одним важным элементом микроскопов Райфа было использование кварцевых линз – это лучшее пропускание света в более широком видимом и невидимом диапазоне – особенно в ультрафиолетовом спектре, и заполнение оптического пути глицерином – это давало равномерность светового излучения.
Райф также «раздвигал» линзу и окуляр через набор призм и использовал «вращающиеся призмы» или «призмы, вращающиеся в противоположных направлениях».
Безценным свойством микроскопов Райфа была возможность наблюдения биологических препаратов в живом состоянии в течение многих часов, в отличие, например, от электронных микроскопов, в которых, как правило, можно наблюдать только мёртвое вещество в вакууме.
Для улучшения увеличения и разрешения своих микроскопов он использовал посеребрённое стекло Цейсса с 800 штрихами на 1 мм, изготовленное с идеальной точностью. Затем линии были разделены на 1,25 мкм. Под стандартным микроскопом появлялось 40—60 таких линий с искажениями, вызванными сферической аберрацией линз. Под «универсальным микроскопом» было видно всего 1-3 линии, и они были идеально параллельны по всему полю зрения.
Если бы Райф сосредоточился только на построении микроскопов и методах лучшего освещения образцов, что позволило бы открывать всё новые и новые бактерии и вирусы, он, вероятно, получил бы Нобелевскую премию в 1930-х годах. А может даже две награды, за «оптику» и открытие новых бактерий и вирусов?
В 1953 г. голландский физик Фриц Цернике был удостоен Нобелевской премии по физике за представление метода фазового контраста и изобретение фазово-контрастного микроскопа, который позволяет заглянуть внутрь живой клетки. Похоже, что его идея была скопирована с работ и идей Райфа.
Райф сконструировал микроскопы очень интересной конструкции. Благодаря освещению образцов ультрафиолетом и разными частотами (цветами, длинами волн) монохроматического видимого и ультрафиолетового света он добился того, что в окуляре его объектива появились новые микробы, бактерии и вирусы, потому что они начинали светиться на чёрном фоне!
Возможно, что, сделав десятки тысяч тестов с раковыми тканями, он, заметил, что определённые длины волн света вызывают распад «плохих» бактерий и вирусов, а также раковых клеток. Отсюда было изобретение Райфом «лучевого» устройства, которое облучало больные клетки лучами определённой длины волны (частоты).
Были проведены десятки тысяч экспериментов на мышах и поражённых тканях, кроме людей. «Резонансные частоты» были обнаружены для различных патогенов, включая «вирус BX», который, как сообщается, обнаружен во многих раковых тканях. При помощи прибора Райф облучал больной участок светом и электромагнитными волнами определённой длины волны (частоты), что приводило к ликвидации болезни – разрушению раковых и больных клеток.
В лучшие годы команда Райфа состояла из многих врачей и учёных, у него было 12 ассистентов, а его лаборатории на Восточном и Западном побережье сотрудничали со многими врачами и микробиологами из клиник и больниц (например, клиники Мэйо и Северо-Западного университета). В его команду входили такие известные учёные, как доктор Артур И. Кендалл (известный патологоанатом из Медицинской школы Северо-Западного университета) и доктор Хойланд.
С осени 1929 г. по июнь 1931 г. в американской «ежедневной» и «специальной» прессе быстро появились статьи о его успехах и возможности борьбы с болезнями. В ноябре 1931 года доктор Милбэнк Джонсон в присутствии многих всемирно известных врачей и учёных почтил Райфа как человека, который нашёл способ положить конец всем болезням. Райфа приглашали читать лекции научные общества и медицинские ассоциации США, Великобритании, Германии и Франции.
Представители Фонда Рокфеллера, всяческими способами, пытались помешать его выступлениям. Главным обвинением в адрес Рифа было формальное отсутствие звания «доктор медицины».
В 1934 году Американское онкологическое общество провело эксперимент на 16 смертельно больных людях. Их подвергли воздействию «лучевого» аппарата Райфа, в течение девяноста дней. За это время у четырнадцати пациентов исчез рак. Двум другим потребовался дополнительный месяц лечения для полного выздоровления. Это переполнило чашу терпения Фонда Рокфеллера. Против изобретателя было возбуждено множество судебных процессов, которые Райф выиграл. Однако, затраты на эти испытания были настолько высоки, что его компания обанкротилась.
В марте 1939 года лаборатория Райфа в Нью-Джерси полностью сгорела (вероятно помогли). Архив и документация из лаборатории Сан-Диего были украдены (вероятно по заказу). В 1950 году Райф продал оставшуюся документацию, уцелевшие микроскопы и авторские права человеку по имени Джонни Крейн, который в 1960 году был обвинён «медицинскими властями» в «мошенничестве» и заключён в тюрьму. Лаборатория Крейна была уничтожена, включая все документы, микроскопы и другие инструменты.
В 1980-е годы предпринимались попытки вернуться к идеям Райфа, но это всегда заканчивалось судебным приговором и тюремным сроком для «пропагандистов медицинского мошенничества».
Краткое изложение статьи «Оптика: микроскопическая и вирусная» (Brusek Kodłuch).