Человек — это звучит гордо

Хочешь узнать суть человека, дай ему полную свободу

Это произошло в 1974 году. Сербская художница Марина Абрамович провела эксперимент по изучению человеческой натуры. Его результат поверг её в шок.

Марина Абрамович является авторитетом в мире современного искусства. Её называют бабушкой искусства перформанса. Перформанс – это ситуация, включающая четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. Часто, это художественное выступление на публике, иногда с целью произвести какой-либо эффект, что-то прорекламировать или к чему-то призвать. Перформанс может быть, как одиночным, так и групповым. Они часто становятся частью флэш-мобов.

В своём первом выступлении в Эдинбурге в 1973 году Марина Абрамович исследовала элементы ритуала и жестов. Она исследовала физические и умственные ограничения тела. Используя двадцать ножей, она наносила удары ножом между растопыренными пальцами руки. Каждый раз, когда получала травму, она брала новый нож и повторяла операцию. Порезавшись двадцать раз, она просмотрела запись и сделала вывод: «Как только войдёте в состояние ритма, вы сможете сделать вещи, сделать которые, в обычных условиях – отсутствует возможность».

В 1974 году, Марина Абрамович, проводя очередной перформанс, оказалась на грани смерти. Это было сжигание большой коммунистической пятиконечной звезды, что означало физическое и психическое очищение. Она зажгла звезду, которая горела по периметру. Стоя возле звезды, Марина Абрамович стригла ногти на руках, ногах, волосы и, закончив стричь, бросила их в огонь. Каждый раз возникала вспышка света. В заключительном акте она прыгнула через пламя внутрь звезды, но потеряла сознание из-за отсутствия кислорода внутри звезды. Однако, доктор и другие люди заметили, что она без сознания и вытащили её. Позднее Марина Абрамович так прокомментировал этот опыт: «Я поняла, что существует физический предел, который может помешать дальнейшему выступлению».

Учитывая предыдущий опыт, когда публика вмешивалась в представление, Марина Абрамович разработала сценарий, который позволял продолжать представление до завершения, в случае потери ею сознания. Перед началом выступления она попросила оператора сфокусировать внимание только на её лице, исключив действия зрителей.

Она выполнила эту работу в Галерее современного искусства в Загребе в 1974 году. Перед началом первой части, которая длилась 50 минут, она приняла лекарство, которое, по ее словам, «давали пациентам, страдающим кататонией, чтобы заставить их изменить своё видение». Лекарство заставило ее мышцы окаменеть, и она потеряла контроль над своим телом, оставаясь в курсе того, что происходит.

После десятиминутного перерыва, она приняла второе лекарство, которое «давали больным шизофренией с агрессивными поведенческими расстройствами, чтобы успокоить их». Спектакль закончился через пять часов, когда перестали действовать лекарства. Марина Абрамович потеряла сознание, а оператор отказался продолжать съёмки и послал за помощью.

Одна из самых известных её акций называлась «Rhythm 0», которая была организована в 1974 году в Неаполе. Она неподвижно стояла в одном из выставочных центров, а рядом с ней на столе лежали разнообразные предметы — от молотка с пистолетом до акварельных красок.

Марина Абрамович должна была стоять смирно в течение шести часов, в то время как люди, которые пришли на неё посмотреть, могли делать с ней всё, что им вздумается, используя любой из 72 предметов, которые она положила на стол рядом.

Марина Абрамович стояла посреди комнаты с табличкой на груди, которая гласила: «Инструкция: на столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне как хочется. Перформанс. Я — объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (с 8 часов вечера до 2 часов ночи)». На столе лежали безвредные и опасные предметы, например, цветы, краски, перья, нож, бритвенные лезвия и заряженный пистолет.

Поначалу зрители стеснялись, только смотрели на неё, дарили розы, целовали. Но потом раздели, разрисовали и даже порезали. Кто-то развернул её вокруг оси. Кто-то поднял её руки вверх. Один мужчина использовал лезвие, чтобы сделать у неё на шее надрез. Зрители меняли положения тела художницы. Некоторые прикрепляли к ней различные предметы. Некоторые мужчины раздевали и лапали её. Причём свои действия они сопровождали смехом.

На третий час с неё срезали лезвиями всю одежду. На четвёртый час, теми же лезвиями начали исследовать её кожу. Её подвергли домогательствам. Кто-то заставил её направить на себя пистолет.

Марина Абрамович вспоминает: «Сначала зрители очень хотели со мной поиграть. Потом они становились всё более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. Перформанс был остановлен охраной здания, когда один из посетителей взял пистолет.
После шести часов ада, я со слезами на глазах пошла в сторону зрителей, отчего они бросились из комнаты, так как поняли, что я «ожила», перестала быть их игрушкой и начала сама управлять своим телом. Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос».

Это работа раскрывает, сколько ужасного в человечестве. Она показывает, как быстро человек может причинить тебе боль, при подходящих обстоятельствах, как можно издеваться над человеком, у которого отсутствует возможность сопротивляется и защищать себя. Я поняла, если создать соответствующие обстоятельства, большинство «нормальных» людей, очевидно, могут стать очень жестокими»

«Я хотела показать, как это просто, насколько быстро человек может вернуться в дикое, пещерное состояние, если ему это позволить».

Из комментариев читателей: «Чем слабее человек, тем больше желающих над ним поиздеваться. У меня возникли сомнения по поводу психического здоровья посетителей перформанса. Получается интеллектуалы, посещающие музеи и выставки, выглядящие вполне прилично и даже, возможно, имеющие хорошее положение в обществе, способны быть столь жестокими в условиях абсолютной безнаказанности? Вот уж точно внешность обманчива».

«По-моему, дело в самой этой Абрамович. Только больному человеку такое в голову придёт, устраивать и называть это «работой». Хочется ей пожелать: «Корову доить, а лучше две».

«Опыт, который пережит участниками и автором, даже полезен, относительно познаний человеческой природы. В условиях комфорта, к которому мы всегда стремимся, взгляд на причину и следствие у нас деформирован. Наитие, видение художника, способно оголить скрытые механизмы нашей души, касаясь лишь эмоций. Каждый увидит свою правду, размышляя потом. Многими перформанс воспринимается, как хаос. Увы, научиться различать нагромождение «подходящих обстоятельств», весьма тяжёлый опыт. Художникам, спасибо, за творчество».

«Жесть! Сильная личность. Смогла доказать, что хуже самого страшного животного на земле, является сам человек, со всеми его психическими отклонениями и отсутствием человечности».

«Здесь её творческая натура. И в ней она вся проявилась прилюдно. Нелюди проявляют себя, под дружескими объятиями скрывается натура сущего дьявола. Людей нужно уметь фильтровать».

Комментарии запрещены.

Архивы