Полтергейст «Фотыма»
Это полтергейст произошёл в посёлке Светлый Томской области в 1998–2001 годах. Он стал одной из самых ярких вспышек феномена «шумного духа» на территории России. Было зафиксировано около десяти тысяч аномальных эпизодов.
В эпицентре загадочных событий оказалась семья Кисляковых. Они проживали в трёхкомнатной квартире. Всё начиналось со странных стуков во входную дверь. Практически сразу за этим последовали более серьёзные происшествия.
Из холодильника вылетали через закрытую дверцу яйца. Они пролетали по кухне, заворачивали в зал. Там они бились там о порог балконной двери. Происходили самовозгорания одежды, полёты предметов, опрокидывания мебели, водные потопы и фирменная фишка «Фотымы» – срывания дверь с петель.
Эти загадочные события вынудили Анатолия Васильевича в 1998 году обратиться в Томскую районную администрацию с просьбой помочь устранить полтергейст. Возмущённые жильцы подготовили коллективное письмо с обвинениями в мошенничестве семьи Кисляковых. Они утверждали, что их дети Слава и Петя совершали хулиганские действия по поджогу квартиры и ряд других безобразий, замаскированных под активность полтергейста.
По наблюдениям экспертов, младший сын Петя был фокальным лицом. Феномен пытался всячески подставить его. Постоянное присутствие исследователей в квартире активировало «шумный дух». Он начал вести активную «переписку» с хозяевами и с экспертами.
Полтергейст «Фотыма» приостановил свою деятельность в квартире Кисляковых 06.09.98. Жильцы были заранее извещены об этом. На стене в туалете квартиры Кисляковых появилась надпись с точным указанием времени: 7.09.98 16:59. «Фотыма» на время затих. Кисляковы отдыхали ровно 40 дней.
Потом стали фиксироваться стуки. С 15.12.98 начали появляться записки. Первая записка появилась 15.12.98 между 16 и 17 часам. Она на глазах Славы Кислякова пролезла через щель над входной дверью. Записка была написана шрифтом, стилизованным под рунический. Она содержала угрозы лично Фефелову.
Записка появилась в квартире Кисляковых в момент обсуждения Фефеловым возможности заехать в посёлок Светлый в квартиру Кисляковых. Это было на дороге из села Первомайского в Томск.
Позже стали появляться надписи на стенах, окнах, на полу. Было собрано около пятисот записок. Они были выполнены двумя десятками почерков. Именно в этих посланиях полтергейст и впервые назвал себя «Фотымой».
Начиная с 6.01.99 полтергейст «Фотыма» разгорелся с новой силой. Ночью 12.01.99 был разбит о стену туалета телефонный аппарат. При этом пострадала кафельная плитка. «Фотыма» разбил валенком лампочку и пластмассовый патрон в коридоре.
По ночам «Фотыма» включала электроплиту. Она пекла в печи лепёшки на противне. Готовое тесто лежало в холодильнике. Она варила вермишель, жарила на сковороде мясной фарш, взятый из холодильника. Утром «угощала» этими блюдами хозяина. «Фотыма» бросила ему записку: «Толя, выгони Любу (жену), теперь я сама тебе буду готовить».
Периодически появлялись записки различного содержания. По ночам «Фотыма» возникала в квартире в виде одетого в простыню манекена. Она плясала и хлопала «руками». «Фотыма» играла в прятки с хозяином. Она обливала членов семьи водой из кружки.
Вечером 11.01.99 Анатолий обнаружил в зале поставленный на попа диван. Хозяева перестали обращать на это внимание. Они перешли в другое место. Через некоторое время диван сам стал в обычное положение на своё место.
Вечером 9 и 10 января Фотыма в записке сообщила: «Я Бога не боюсь, я уже осквернила две церкви – в Моряковке и на Яковлева. Теперь очередь за часовней на Гоголя». Эта записка спустя какое-то время на глазах у членов семьи Кисляковых сгорела.
Ночью 11.01.99 около четырёх утра Анатолию прилетела записка с требованием прогулять собаку. Он поднимался с собакой по лестнице. Они были в районе третьего этажа. В этот момент раздался очень сильный шум в шахте лифта. Как будто по шахте летел ящик с бутылками и бился о стены. В конце полёта – сильнейший удар в самом низу шахты. Утром лифт работал как обычно.
7.01.99 Фефелов был у Кисляковых. Ему в карман была подложена записка. Она была выполнена руническим шрифтом. Перед этим за 10 минут на кухне на стене была сделана надпись оранжевым пластилином «КАРМАН». Содержание записки (с ошибками): «Не тот приступник кто сжигает церкви а тот, приступник кто их строит». И подпись: ВАРГ – по-видимому «враг».
7.01.99 в 22:00 в квартире Кисляковых появилась записка, выполненная зелёной пастой: «Я сожгла квартиру 123 потому что 01 – пожарная, 02 – милиция, 03 – скорая помощь. Я их ненавижу». Кисляковы прочитали её. Через 10 минут записка сгорела.
6.01.99 у Кисляковых появилась, обожжённая по краям, записка. На одной стороне написано: «Я БЛЯДЬ ВАМ ПОКАЖУ», на обратной – «РОЖДЕСТВО ХЕРСТОВО».
12 января 1999 года в 16:00 позвонил Анатолий Кисляков и рассказал следующее. Всю ночь на 12 января 1999 года «Фотыма» мешала им спать. Она обливала их водой. Затем «Фотыма» точила разделочный нож длиной 40 см. Им отрезала носок сапога, в котором Кисляков ходит на работу.
«Фотыма» писала записки. Она много раз показывалась в зале в виде манекена под простынёй. «Фотыма» «подралась» с хозяйской собакой. Анатолий спал на диване в зале. Она утягивала с него одеяло. Появилась надпись на оконном стекле в спальне у Славы: «13 числа будут очень сильные аномальные явления в Томске. Я всем покажу».
Хозяин маршрутного такси уволил Анатолия Кислякова с работы вместе с напарником. Они были водителями. Хозяин решил, что сын Анатолия (Петя) угнал автобус. Он «запорол» при этом мотор.
Анатолий ставил свой автобус в гараже в районе Черемошников на складах радиоаппаратуры. Ночью кто-то выставил окно. Он отжал решётку и завёл двигатель. Он, в закрытом помещении, работал до 5 утра. Это слышала сторож. Помещение было закрыто. У сторожа отсутствовала возможность попасть в него.
Снег, со стороны выставленного окна, был без следов. При отжатии решётки образовалась щель. В неё сложно было пролезть даже маленькому ребёнку. «Фотыма» запиской подтвердила Анатолию, что это сделала она. Она предупредила, что там (в гараже) и дальше будут происходить аномальные явления.
«Фотыма» несколько раз звонила домой Фефелову. У него раздаётся телефонный звонок. Он снимал трубку. Раздавались странные стуки. Потом слышались голоса хозяев. Они позже рассказывали, что обнаруживали трубку лежащей рядом с телефоном.
В ночь на 29 января полтергейст переместился в квартиру № 134 на седьмом этаже. Там проживала пенсионерка Анна Васильевна Григорьева. Ночью в её однокомнатной квартире разбилась посуда в серванте. С кухни в спальню прилетела декоративная пластмассовая рыбина. Григорьева рассказала, что по полу «бегала голова на ножках» размером с маленькую собаку.
Испуганная пенсионерка прибежала к Кисляковым. Она попросила успокоить «Фотыму». Была вызвана милиция. Милиционер выслушал заявление Григорьевой. Он посмотрел обстановку в квартире Григорьевой. Протокол составлять отказался. В 6:00 Кисляков позвонил Фефелову и сообщил в происшедшем.
Из квартиры Григорьевой в квартиру Кисляковых прилетали записки. Они сообщали о развитии там событий. «Фотыма» сообщила, что это она два месяца назад «украла икону» у Григорьевой и разбила настольную лампу.
Одна из записок сообщала, что сейчас квартира затопляется водой. Кисляковы с Григорьевой прибежали в её квартиру. Они обнаружили, что ванна закрыта пробкой, а из крана льётся вода. До переполнения ванны и затопления оставались считанные минуты. Днём за Григорьевой приехал из Томска сын, и увёз её к себе.
«Фотыма» написала на стене в квартире Кисляковых своё имя. В записках она пообещала в ближайшие дни затопить эту квартиру. «Фотыма» сделала «перестановку» в комнате Славы. Она выбросила его вещи из шкафа. В нём застелила постель с подушкой. В записке сообщила, что теперь будет там жить.
«Фотыма» научилась подавать голос в виде жуткого смеха и визгливых криков. Эти звуки регулярно доносились из вентиляционного отверстия в туалете квартиры Кисляковых. С 28–29 января полтергейст «Фотыма» перешёл в голосовую стадию.
В феврале 1999 года полтергейст стал разговаривать. Он назвал себя Виктором Джокером. Поначалу его слышал только Анатолий. Вскоре его стали слышать и остальные домочадцы. Впоследствии Джокер уже свободно общался с любым желающим.
По сообщениям свидетелей, в том числе томской журналистки Натальи Чижевской, в течение одного диалога голос мог менять своё расположение. То он был совсем рядом, то раздавался из другой комнаты. Отдельные беседы с Виктором Джокером исследователям удалось записать на диктофон.
Вскоре хриплый мужской и писклявый женский голос стали раздаваться по всей квартире. Чаще всего его слышали в спальне Славы. Мужской голос назвал себя Виктором Малышенко. Он живёт в квартире № 143 дома 15. Это на девятом этаже этого же подъезда.
Мужской голос разговаривает с Анатолием ночами до семи утра. Он отвечает на вопросы, сам задаёт их, приказывает, уговаривает, делает замечания, рассказывает о личной жизни хозяина, его друзей и родственников. Он знает всё, начиная с самого детства Анатолия. «Фотыма» говорит мужским голосом. Однако о себе она говорит в женском роде.
Ещё один аномальный эпизод произошёл летом 1998 года. Исследователь находился в квартире Кисляковых. Он попытался по настольному телефону позвонить домой. Диск «срывался» и мгновенно возвращался в исходное положение (без задержки). Хозяйка Любовь Петровна Кислякова на том же телефоне набирала любую цифру и диск крутился нормально. Этот эксперимент повторили десяток раз с тем же успехом.
Это была безобидная шутка «Фотымы». Однажды она устроила пожар в платяном шкафу. При этом прогорел рукав новой дублёнки хозяйки. В другой раз была порезана со спины новая кожаная куртка её сына Славы.
В ночь на 19 января 1999 года полтергейст «Фотыма» за пару секунд прожог без дыма прямоугольную дыру в тренировочных брюках хозяина. Отсутствовал запах горелой синтетики. Такие случаи возгораний в аномальной квартире Кисляковых насчитывались – десятками. Особенно часто горели записки полтергейста после их прочтения.
Краткое изложение статьи Виктора Фефелова.




