О прозе жизни в миссиях

Речь пойдёт том, про что принято говорить намёками. Но это играет важнейшую роль в долговременных пилотируемых полётах в космос. Поговорим об одном из аспектов обеспечения жизнедеятельности человека.

По степени важности на первом по месте стоит дыхание. В СССР сразу пошли по пути воздушного дыхания космонавтов. Это, конечно, усложняло и утяжеляло конструкцию космических аппаратов (КА), но жизнь показала правильность выбранного решения.

Американцы использовали кислородное дыхание при давлении в 1/3 атмосферного. В 60-х годах эта технология уже применялась водолазами и лётчиками. Но вскрылись опасные факторы. Например, продолжительное дыхание чистым кислородом вело к угнетению дыхательной функции. Кроме того, кислород – это повышенная опасность возгорания. Для пожара достаточно малейшей искры.

В СССР поняли это, когда в Центре подготовки космонавтов 23 марта 1961 года, во время эксперимента с пребыванием человека в атмосфере чистого кислорода, заживо сгорел член первого отряда космонавтов Валентин Бондаренко. При экспериментах с «Аполлоном-1» в кислородной атмосфере заживо сгорел экипаж, стало ясно, что это – тупиковое направление в космонавтике.

Однако НАСА сообщает, что американские астронавты в течение 15 лет летали в космос и дышали только кислородом. Поэтому, вопрос с многодневным пребыванием американских астронавтов в атмосфере чистого кислорода остаётся загадкой.

Вопрос с питанием вроде бы решён успешно. Остался ещё один вопрос – удаление экскрементов человека. В обыденной жизни такие пикантные подробности решаются под любым кустом. В космосе – это вопрос жизни и смерти. Он требует тщательного анализа и сложной технологии его решения.

Для кратковременных полётов можно ограничиться чем-то наподобие памперса. В длительных – возникает потребность в специальных системах для приёма малой и большой нужды. В СССР, заблаговременно, ещё до полёта Ю. Гагарина, был разработан специальный агрегат – ассенизационно-санитарное устройство (АСУ).

В конструкции учитывались антропологические отличия мужчин от женщин. Поэтому АСУ для 3-суточного полёта Терешковой отличалось от мужского. Более того, первое время АСУ были индивидуального пользования и в точности повторяли контуры тела, для чего снимали отпечатки «пятой точки» космонавтов, включая Терешкову. В дальнейшем были разработаны унифицированные АСУ.

Посмотрим, как обстояли дела у американцев. Согласно сведениям НАСА «Джемини-4» с двумя астронавтами находился в космосе 4 суток, «Джемини-5» – неделю, «Джемини-7» – две недели (!).

Американские седельные тягачи и трейлеры всегда были в мировых лидерах по уровню оснащённости и комфорта. В них имелись туалетные кабинки, душ, кондиционеры, телевизоры и многое другое. Можно предположить, что щепетильные до бытовых удобств американцы тщательно продумали столь важный вопрос, как удаление экскрементов человека.

Читатель скажет, что американцы 6 раз посетили Луну, совершив длительные полёты туда и обратно, поэтому туалетная проблема, безусловно, была решена. Однако изучение материалов НАСА показывает, что технология сбора жидких и твёрдых отходов выглядит фантастической.

НАСА сообщает, что в миссиях «Меркуриев» и «Джемини» удаление жидких отходов жизнедеятельности астронавтов всегда сопровождалось протечками.
Этот феномен даже получил название «фекальный попкорн». Любопытное выражение по этому поводу из доклада НАСА: «…известны случаи размножения кишечной палочки во рту экипажей подводных лодок… такое случалось прежде на борту подводной лодки, когда помещение переполнили испарения сточных вод».

Представьте себя на месте астронавтов. В воздухе летают капельки испражнений. Они прилипают ко всему в корабле. Когда вы дышите, пьёте или едите, они попадают в рот, нос, глаза и уши. Много дней вы дышите и питаетесь испражнениями.

Информация НАСА: «Астронавты начали использовать мешки для фекалий. Во время предыдущего полёта вырабатываемые новыми туалетами облака фекальной пыли стали причиной отказа астронавтов от еды, …. Фекальная пыль была отвратительной, и приводила к размножению во рту бактерий кишечной палочки».

К первому орбитальному полёту на «Меркурии» в НАСА был разработан простой мочеприёмник из презерватива, трубки и ёмкости для мочи, который
напоминает стринги. Пенис вставляется в мочесборник. Каким образом обеспечивается герметичность – загадка. Возможно, возбуждение воткнутого пениса служит для уплотнения. Возбуждение спало – всё полилось мимо.

Для более длительных полётов его модернизировали, дополнив к нему ручной насос, чтобы астронавт мог опорожнять переполнившийся мочеприёмник. При этом во время опорожнения мочевого пузыря астронавт должен был совершать возвратно-поступательные движения рукой, чтобы задействовать насос, выполненный в виде гармошки. Однако, насос работал плохо, шланги протекали, в кабине летали шарики мочи.

Ещё один вариант удаления отходов, который применяли астронавты – памперсы. Представьте себя неделю в одних и тех же памперсах. Инженеры НАСА представили и разработали новый вариант: «…для управления отходами в экстренных случаях, на талию члена экипажа одета «подсистема удержания фекалий», предназначенная для сбора и хранения твёрдых отходов во время полёта».

«Подсистема удержания фекалий» представляет собой обычные панталоны с прорезью для гениталий. Получается, что астронавты, согласно документу НАСА, справляли нужду в штаны! Представьте себя в штанах, полных г-на и мочи. Для полноты счастья – вокруг летает тоже самое. Вспомним древний афоризм «всё своё ношу с собой».

Из документа НАСА: «Подсистема удержания фекалий» собирает и удерживает фекалии от попадания в скафандр. Влага, содержащаяся в фекалиях, адсорбируется вкладышем и затем – испаряется из вкладыша в атмосферу скафандра, откуда удаляется через систему его вентиляции». Куда девать фекалии из штанов и как после этого отмываться? Технология опорожнения панталон хранится под грифом «совершенно секретно». Видимо, астронавты, сняв с товарища скафандр, затем подручными средствами – ложками, вилками, салфетками – вычерпывали содержимое панталон и куда-то складывали его.

Представьте, астронавты возвращались все в дерьме, и потом веселят публику историями про «как покакать в пакетик в условиях невесомости». В таком же анекдотичном ключе обсуждала туалетные проблемы астронавтов и пресса. Причём юмор – типично американский: анально-фекальный. Как же шоу может обойтись без него?!

На МКС НАСА доверило туалетный сервис российской стороне. Туалет для американской части МКС был заказан в России за 19 миллионов долларов. Таким образом история американского АСУ насчитывает более 30 лет, омрачённых фекальным попкорном.

Вывод – американцы до 80-х годов, теоретически, могли полететь лишь на краткое время. Практически, все их полёты – фейк. Иначе их КА были бы оборудованы АСУ, и мы бы видели, как астронавтов, измученных невесомостью, бережно достают из спускаемой капсулы и отправляют в реанимацию. Однако они бодро выпрыгивали и тут же шествовали на торжественные мероприятия, неся на себе, согласно версии НАСА, переполненные «подсистемы удержания фекалий».

Краткое изложение статьи «О прозе жизни в миссиях «Apollo» Андрея Кудрявца.

Комментарии запрещены.

Посетители
Архивы