Деньги и металл

Возникают вопросы при изучении нахождении в обороте металлических денег. Имеется множество рассказов про мешки золота и золотую лихорадку. Попробуем сравнить соответствие материально-технической базы и денежного оборота.

Для денежного оборота на территории Европы и России требуется большое количество золота, серебра и меди. Согласно историкам, из этих металлов делалась «звонкая монета». ОЧЕНЬ много. Тысячи тонн просто. Иначе в деньгах отсутствует смысл. Что толку, если у вас всего тысяча золотых монет на всю страну? Ну, как сувениры под стекло положить или для коллекционеров. Для них монеты безценны, об этом ниже.

Посмотрим на количество монет, которое требуется для торговли. Например, в отдельных странах Европы уже изъяли из обращения 1- и 2-центовые монеты из-за инфляции. По данным Банка Эстонии, с момента перехода на евро в стране было отчеканено около 181 миллиона 1- и 2-центовых монет. По весу это будет около 500 тонн. Ежегодно банк выпускает 2 грузовика с 1- и 2-центовыми монетами. Эти монеты сделаны из стали и покрыты медью.

В 1800 году население Европы составляло 188 миллионов. Примем, для удобства расчётов, население Эстонии за 1 миллион. 500 тонн х 188 миллионов = 94 000 тонн. К этому нужно прибавить монеты другого достоинства. Однако, большая часть денег – напечатана на бумаге (ещё больше – виртуальных денег).

Мало того, что потребуется огромное количество разнообразной руды, её нужно переработать в металл. Для такого количество руды требуется механизация добычи. Следовательно, требуется хорошо развитая металлургия. Металл нужно превратить в монеты, для этого требуется прочный стальной инструмент, штампы из прочной, износостойкой, твёрдой стали. Для их производства нужен металлорежущий инструмент из ещё более твёрдой стали. Затем, нужны стандартные меры веса, длины и объёма. Например, в России, только в самом конце 19 века, была принята единая система мер – дюймовая. В Европе – чуть раньше.

Для производства станков и инструмента, нужны кадры – инженеры и рабочие. Их нужно обучить – нужны учителя. Для обучения, разработки документации требуется БУМАГА в огромных объёмах. Так как документация нужна на каждую деталь, каждый узел и на ученические каракули.

Золото, серебро и медь – это главные электротехнические металлы в то время и сейчас. Это стратегическое сырьё и их запасы по сей день – государственная тайна во всех странах. Озвучиваемые биржевые цифры – это информация для лохов.

У вас есть металлургия, машиностроение, электротехника, инженерные кадры, бумага и инструмент и вы пускаете главные электротехнические металлы на монеты, чтобы рабочим раздавать. Чтобы они еду купили. Вопрос: «ВЫ ИДИОТЫ?» У вас, что бумаги мало, чтобы деньги напечатать в любых количествах?

Имеем два варианта. Первый – у нас есть потребность в металлических деньгах (ибо долговечно и надёжно), но отсутствует материально-техническая база для их производства. Второй – у нас есть материально-техническая база для чеканки драгоценной монеты, но отсутствует смысл в монете. Ибо уже есть бумага, коя всё стерпит.

Вывод: золотые, серебряные и медные деньги в массовом обороте до конца 19 века – отсутствовали. Только тогда появилась материально-техническая база для их массового производства.

Краткое изложение статьи блогера anton-montana_livejournal_com

Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и монетного обращения. От нумизматики как науки следует отличать нумизматическое собирательство, или коллекционирование монет.

Важные функции нумизматики:
1. Выявление нумизматических памятников культуры и истории (подтверждать её достоверность).
2. Изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке (подтверждать её достоверность).
3. Это большой бизнес. Зачем нужны монеты стоимостью от 50 000 до 5 000 000 рублей?

Например, серебряный доллар 1794 года это одна из самых значимых монет в нумизматике США и, возможно, во всей истории денег. Изображённая на монете богиня Либерта символизирует свободу (быть обманутым), то есть право, на основании которого было создано новое государства. В 1947 году доллар «Flowing Hair» был продан на аукционе за 1250 долларов, то в 2013 году – за 10 016 875 долларов США.
igor-grek пишет. Вероятно, указ Петра I от 20 декабря 1699 года на самом деле изготовлен Романовыми в 19 веке, для того чтобы отбросить историю на 200 лет назад. Знатоки вспомнят большое количество монет Петра-1 с буквенным написанием даты от Рождества Христова, например, медная копейка 1715-го года с обозначением ҂АѰЕI.
Особый знак в виде наклонной линии с двумя чертами ҂ для обозначения тысяч применялся на монетах только «переходного периода» Петра-1. Для него должно быть выпущено много монет, чтобы народ привык к новому летосчислению (народу, по большому счёту, пофиг, какая на монете дата).
Смотрим каталог авторитетнейшего нумизмата В.В. Узденикова «Монеты России. 1700-1917» под редакцией академика В.Л. Янина. Дата буквами от Рождества Христова на петровских монетах указывалась: на золотых в 1701–1707 гг. (с.30 каталога), на серебряных — в 1699–1722 (с. 63-76 каталога), на медных — в 1700–1721 годах (с.221-233). Все они относятся к «очень редким» и «исключительно редким», многие существуют в единственном экземпляре.
То же самое творится с медными. То есть монеты с буквенной датой «от Рождества Христова» явно были изготовлены лишь для показа уважаемой публике и в 19 веке.
Кроме того, большое количество монет в каталогах отмечено как НОВОДЕЛ (NOVODEL) именно так, большими буквами. Так на языке нумизматов политкорректно именуются подделки, фальшивки, то есть монеты, изготовленные на официальном монетном дворе намного позже, чем датировка на монете.
Производство фальшивок было поставлено на поток, об этом пишут авторитетнейшие нумизматы, дореволюционного периода И.Г. Спасский и советского периода И.И. Уздеников, чьими каталогами пользуются все нумизматы. В.В. Бартошевич в статье «О судьбе монетных штемпелей Санкт-Петербургского монетного двора» пишет: «В архивных делах Медальной палаты Монетного двора посчастливилось обнаружить отпуск (т. е. копию) составленного в марте 1847 г. каталога монетных штемпелей, хранившихся в то время на Монетном дворе». По мнению М. И. Смирнова, назначение этого каталога, содержащего перечень 1349 штемпелей от княжения Василия Дмитриевича (1389-1424) по 1846 год, свидетельствует что «активизация коллекционирования в столице требовала от руководства Монетного двора постоянной заботы о сохранении штемпельного архива».
Фальсификация – это хорошо отлаженное и очень доходное занятие. Имея 1349 штемпелей для изготовления любых монет с 1389 по 1846 год, можно делать что хочешь. Войны, пожары, всё сгорело и пропало, а штемпели свято хранили почти 500 лет, вдруг кому-то пригодится.
Коллекционерам требовались монеты. «В октябре 1845 г. в Департамент горных и соляных дел, которому подчинялся в то время Монетный двор, поступило очередное прошение петербургского купца С.А. Еремеева: «…для пополнения коллекций некоторых казённых заведений и собственного моего собрания … дать указание Монетному двору об изготовлении монет по прилагаемому к прошению реестру».
В статье Бартошевича приводятся и другие заказчики. Они заказывали монеты великих князей Василия Дмитриевича, Василия Васильевича и Ивана Васильевича, рубли и полтины царя Алексея Михайловича, Лжедмитрия, петровские тынфы, серебряные двухрублёвики 1722 г., пробные рубли Александра I, сестрорецкий рубль 1771 г., бородовые знаки и прочие.
Заявки на изготовление фальшивых монет выполнялись официально. Начальник монетного двора Армстронг пишет: «…вместо той пользы, какую по-видимому, можно бы ожидать от увеличения в нумизматических собраниях древних монет, нынешняя фабрикация их послужит прямо к вреду науки». И далее: «… я не полагаю, чтобы Монетный двор, … место, где уничтожаются все найденные в государстве фальшивые монеты, мог приготовлять таковые древние монеты, которые в существе своём, тоже должны быть причислены к фальшивым», тем более, что «у всех образованных народов подделка древней монеты считается непозволительною и бесчестною».
Если начальник Петербургского монетного двора понимает, что плохо делать фальшивки, но делает их, что говорить о простых писцах, чиновниках и прочих грамотных людях. За стабильный кусок хлеба они перепишут древним почерком «17 века» хоть всю мировую литературу.
Вероятно монеты-«чешуйки», копейки времён Ивана Грозного и Бориса Годунова – назывались токенами. Когда в них пропала надобность, женщины стали нашивать их на одежду – что добру пропадать. Посмотрите в краеведческих музеях, на старых фотографиях из каких «чешуек» были сделаны монисто в 19 и даже 20 веке у женщин самых разных народов.


P.S. Нарва находилась под властью Швеции по 1704-й год. В это время она занимала второе место на Балтийском море по товарообороту. Поэтому Нарве было даровано уникальное право чеканить свои монеты. Вероятно, «монета» была знаком уплаты пошлины, хотя, вполне возможно, что это сделано в более позднее время для нумизматов.

Комментарии запрещены.

Архивы