Датировка событий – загадки

«Где ты был, когда я создавал Землю?» (Иов 38:4).

Тот, кто имеет дело с историей, собирает информацию в настоящем и таким образом пытается воссоздать прошлое. При этом уровень требований к доказательствам на несколько порядков ниже, чем в физике, химии, математике, молекулярной биологии, физиологии.

Важное значение в истории и археологии имеют методы датирования ископаемого материала. Эти датировки составляют нить, которая связывает воедино все события антропогенеза (часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного).

Методы датирования разделяются на относительные и абсолютные.
К относительным относятся стратиграфические и типологические методы, они позволяют оценить только последовательность событий. Отсутствует возможность определить их точный возраст. Стратиграфия – наука о образовании и порядке напластования геологических отложений. Если коротко, чем глубже что-то залегает в земле, тем оно древнее, чем ближе к поверхности, тем моложе. Сравнивая похожие слои в разных местах, геологи делают выводы о синхронности, асинхронности и последовательности событий в древности.

Типологические методы позволяют сравнивать находки, происходящие из разных слоёв. Слои с одинаковыми или очень похожими вещами считаются синхронными. Типология мало подходит для останков живых существ, поскольку изменения организмов в процессе эволюции совершаются очень медленно. Однако, очень часто слои датируются только на основании биостратиграфии – науке о последовательном изменении фаун и флор во времени.

Абсолютные методы датирования позволяют получить точную дату. В основном это радиометрические методы: радиоуглеродный, калий-аргоновый, аргон-аргоновый, метод урановых серий и другие. Они основаны на явлении радиоактивности химических элементов. За определённый период времени один изотоп элемента превращается в другой. Так как период полураспада у элементов разный, то каждый метод имеет свои границы определения возраста. Например, радиоуглеродный метод даёт датировки до 30-40 тысяч лет назад.

Дендрохронология – это метод абсолютного датирования, путём определения возраста по кольцам деревьев. Каждый год оставляет след на дереве в виде слоя новой древесины. Мы можем увидеть этот слой как кольцо на спиле, а, сосчитав число колец, узнаем возраст дерева. Годовые кольца имеют различную ширину, в благоприятные для роста дерева годы кольца шире. На разных деревьях одного вида можно выделить кольца, относящиеся к одному и тому же году. Однако, нужно учитывать, что ширина колец и их количество зависит от погоды. Если она тёплая и дождливая, то кольца будут широкие и за год может образоваться несколько колец. Есть упоминания о «годе без лета», в это время отсутствовал процесс образования колец.

Метод определения хронологии по варве – годичной ленте глины, отложившейся на дне ледниковых озёр и состоящей из двух слоев – тонкого, мелкозернистого зимнего и более толстого крупнозернистого, летнего. В зависимости от температуры в озёрах, интенсивно размножается планктон, оседающий затем на дно слоями разной толщины. По числу и рисунку полос этих слоёв можно определить возраст предмета, упавшего на дно, с точностью до года.

Для антропогенеза последние два метода применять – безсмыслено, так как там счёт идёт о сотнях тысяч и миллионах лет. За это время любая древесина исчезнет безследно.

Последнее время в палеоантропологии стали применятся электрон-спин-резонанс, метод оптически стимулируемой люминесценции (оптический), термолюминесцентный метод, гамма-спектрометрия.

По поводу образования и порядка напластований геологических отложений. Вспомним, что происходит при пыльных бурях, извержениях вулканов, селях, лавинах и наводнениях. Например, в Библии и других источниках упоминаются потопы, когда происходило перемещение водой гигантских объёмов грунта. Огромные массы грунта изымаются в одном месте и перемещаются на большие расстояния в другие места. Например, из впадины Боделе в Амазонию ежегодно, в результате пыльных бурь, «прилетает» около 28 млн тонн пыли.

Радиоуглеродная датировка – это разновидность метода радиоизотопного датирования, применяемая для определения возраста органических останков путём измерения содержания в материале радиоактивного изотопа C14 по отношению к стабильным изотопам углерода. Этот метод имеет важное значение для разных научных дисциплин, например, гидрология, геология, наука об атмосфере и археология. К сожалению, большинство людей слепо соглашается с выводами специалистов по радиоуглеродной датировке. Вероятно, представление о радиоуглеродной датировке, как о «точной науке» является ошибочным.

Принципы радиоуглеродной датировки просты и легкодоступны. Желающие могут почерпнуть информацию в интернете. Важно то, что у представителей многих дисциплин, пользующихся радиоуглеродной датировкой в хронологических целях, отсутствует понимание её природы и назначения.

Самое главное, что отсутствует возможность определить возраст предметов старше 50 000 лет с помощью радиоуглеродного метода. Поэтому, если радиоуглеродная проба содержит С14, это уже свидетельствует о том, что её возраст меньше этой даты, а тем более – миллионов лет.

К абсолютным методам датирования, позволяющим получить «точную» дату, имеется ряд вопросов.

1) В одном и том же слое находят артефакты, например кости, определяемые радиоуглеродным методом с разницей в 10 тыс. лет.
2) Радиоуглеродный анализ исходит из какой-то начальной концентрации в веществе исследуемого изотопа углерода. Но, возможно, начальная концентрация была различной (что было в то время, можно только гадать). Тогда, радиоуглеродный анализ вызывает большие сомнения.
3) Скорость образования радиоактивного изотопа углерода принята постоянной, хотя она может зависеть от разных факторов, например от вспышек на солнце, интенсивности солнечного и земного излучения (поступление в атмосферу «старого» углерода из-за горения и гниения древней органики, возникновения новых источников радиоактивности, колебаний магнитного поля Земли. Это может составлять погрешность в тысячи лет.
4) Возможно, нужно учитывать эффект от ядерных испытаний, расположения залежей радиоактивной руды.
5) Отсутствует возможность доказать однородное распределение C14 в атмосфере, которое было сотни лет назад, а тем более тысячи и миллионы лет назад. Возможно, скорость перемешивания атмосферы может вносить существенные различия в содержание C14 в разных географических регионах.
6) Клеточные мембраны могут использовать изотопы углерода избирательно: отдельные – абсорбировать их, другие – избегать его. Поскольку процентное содержание C14 ничтожно (один атом к 10 миллиардам атомов C12), даже малейшая избирательность клетки в изотопном отношении влечёт значительное изменение значения возраста.
7) Возможно, после смерти организма в его тканях продолжается углеродный обмен, участвуя в процессах гниения и диффузии.
8) Содержание C14 в предмете может быть разным в отдельных частях. Физики научились очень точно определять содержание изотопа в образце, могут пересчитать отдельные атомы изотопа. Это возможно только для маленького образца. Возникает вопрос – насколько точно этот образец представляет весь предмет? Насколько однородно содержание изотопа в нём? Ведь ошибки в пару процентов приводят к столетним изменениям возраста.

Есть много примеров, когда возраст пород был точно известен, а методы радиометрического датирования давали ошибку. Например, Доктор Steve Austin взял пробы базальта из нижних слоев Большого Каньона и из потоков лавы на краю каньона. По эволюционной логике, базальт у края каньона должен быть на миллиард лет моложе базальта из глубин. Стандартный лабораторный анализ изотопов с применением изохронного датирования «рубидий-стронций» показал, что сравнительно «молодой» поток лавы на 270 млн. лет старше базальта из недр Большого Каньона.

Второй пример – калий-аргоновое «датирование» пяти потоков андезитовой лавы с горы Нгаурухо в Новой Зеландии. Было известно, что лава один раз текла в 1949 году, три раза – в 1954 и еще один раз – в 1975, «установленные возрасты» варьировали от 0,27 до 3,5 млн. лет.

Третий пример, учёные пересмотрели возраст ископаемых останков Australopithecus ramidus. Большинство образцов базальта, наиболее близко подходящего к слоям, в которых были найдены эти окаменелости, показало возраст около 23 миллионов лет по методу «аргон-аргон». Авторы решили, что эта цифра «слишком велика», если исходить из их представлений о месте этих окаменелостей в глобальной эволюционной схеме. Они рассмотрели базальт, располагавшийся подальше от окаменелостей, и, отобрав 17 из 26 образцов, получили приемлемый максимальный возраст в 4,4 миллиона лет. Остальные девять образцов показали опять-таки гораздо больший возраст. Это слегка напоминает подгонку результатов.

Аналогичная история связана с установлением возраста черепа примата (этот череп известен как образец KNM-ER 1470). Поначалу был получен результат 212–230 млн. лет, который, исходя из окаменелостей, был признан ошибочным, так как люди в то время ещё отсутствовали. В результате различных манипуляций пришли к цифре 2,9 млн. Потом ещё «поколдовали» и снизили радиометрический возраст этого черепа – до 1,9 млн. лет.

Как сказал Есенин: «Большое видится на расстоянии». Оценить истинный смысл события, явления можно лишь по прошествии какого-то времени. Поэтому, учёные отвечают на эти вопросы так: «Поживём ещё сотню миллионов лет и получим доказательства эволюции».

Использованы материалы ресурсов masterok_livejournal_com, hightech_plus, antropogenez_ru, indicator_ru, oper_ru_news, archeologyvo_ru.

Комментарии запрещены.

Архивы