Внутренние раны
Чтобы выполнить погрузку арбузов в машину, нужно по цепочке передавать их в кузов, где бережно складывать. Если стукнуть или уронить арбуз, то внутри появится рана. Так и с человеком, грубое высказывание, насмешки, оскорбления в его адрес, а тем более постоянное психологическое давление может нанести душевную травму.
Плохо подготовленному человеку сложно выдержать массированное психологическое давление. Мама рассказала, как однажды, когда она шла в магазин за продуктами, ей встретились цыганки. Он окружили её, легонько касались и постоянно говорили: «Давай погадаю, красавица!». Она отказывалась, пыталась уйти, но вдруг наступило состояние, подобное трансу. Она назвала своё имя, достала кошелёк, отдала все деньги, сняла и отдала золотую цепочку. Заминка вышла с обручальным кольцом, палец распух, и оно застряло. Цыганки попытались силой снять его, причинили боль, и мама закричала. На это среагировал прохожий и цыганки быстро ушли.
Бывает более жестокое давление. Над тобой каждый день издеваются, говорят то, что может вывести из себя: насмешки, оскорбления, обвинения. В результате сначала терпишь, затем выходишь из себя.
Об этом рассказывается и в притче о гвоздях и обидах. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаются такие же шрамы, как дыры от гвоздей, после того, как их вытащишь. Даже, если ты, обидев или оскорбив человека, извинишься – шрамы останутся.
Создатель или природа заложили в нашу нервную систему три способа реагирования на любую физическую и психологическую опасность. Два из них – бегство и борьба, мы можем наблюдать в природе, например, хищник и жертва, они обоснованы и логичны. Когда человек сталкивается со стрессовой или опасной ситуацией, его организм сразу же наполняется силами, чтобы справиться с обстоятельствами или каким-либо способом их избежать.
В четвёртый класс к нам пришла цыганка. Её оставили в третий раз на «второй год». Я был самым высоким в классе, но был лишь по плечо ей. Для неё было в порядке вещей кого-нибудь обозвать, толкнуть, дать подзатыльник. Столовая в школе отсутствовала, поэтому мы брали с собой бутерброды. Эта дама могла отобрать понравившуюся ей еду и съесть её на глазах у пострадавшего или выбросить. Мне тоже доставалось. Я, как и все остальные, терпел и старался меньше попадаться ей на глаза.
В классе была девочка-тростиночка, маленькая и худенькая. Бутерброды у неё были маленькие и малосимпатичные. Однажды цыганка из вредности забрала у девочки-тростиночки её маленький бутерброд. Девочки зарыдала, я выхватил его и вернул девочке-тростиночке. Цыганка дала мне пинка, подзатыльник и попыталась снова отобрать бутерброд. Дальнейшее рассказали ученики. Я схватил цыганку, бросил на пол, ухватил за волосы и стал бить головой о пол, приговаривая: «Ещё кого тронешь!» Пришёл в себя, когда классная оттаскивала от цыганки. Та, до конца года вела себя смирно, а потом исчезла из школы.
Иногда, отсутствует возможность использовать первые два способа, человек инстинктивно прибегает к третьему – он замирает. Все возникшее в теле напряжение остаётся связанным внутри нервной системы до того самого момента, когда «опасность» минует. Учёные называют эту реакцию – иммобилизация. Часто это может привести к психической травме, из-за того, что человек остаётся в таком состоянии, когда опасность минует.
Это было 25 лет назад. «Тяжёлый» 9В класс, проблемы с поведением на уроках. Когда учитель повернётся спиной к классу – сделают какую-нибудь гадость, и круговая порука – все молчат. Мне было чуть проще. С первого урока труда говорю детям: «Моя главная задача – научить вас соблюдать правила техники безопасности. Родители прислали вас в школу целыми и здоровыми, и я должен вас вернуть такими же. Если вы чуть-чуть поумнеете, то это будет здорово. Правила ТБ рассказывают, как изготовить красивое изделие, избежав, поломки инструмента, детали и травм, как физических, так и моральных. Мне проще поставить вам единицу за нарушение ТБ, чем проводить расследование, писать объяснительные».
В сентябре, в этот 9В класс пришёл новый ученик, тихий, спокойный мальчик, и сразу началась его травля. Его постоянно обзывали, толкали, бросали в него мусор, могли ударить. Человек замкнулся в своей скорлупке. Когда он находился в классе, в окружении учеников, то выглядел умственно отсталым. На любом уроке, на все вопросы – молчание. Когда беседуешь наедине – умный, всё понимающий ученик.
Во время урока труда у него всё плохо получалось. Большую часть заданий он выполнял на перерывах между уроками. Я с ним занимался на перемене перед уроком и между первым и вторым уроком, и у него всё получалось. Во время урока, я сажал его за своей спиной, чтобы исключить возможность провокаций со стороны других учеников. Попытки объяснить всему классу и по отдельности ученикам, что он умный, что так, как они поступают – это плохо, были безуспешными. В конце концов, родители перевели его в другую школу, о дальнейшей его судьбе, у меня сведения отсутствуют.
За мою 40 летнюю практику, это был второй похожий случай. Первый был на 10 лет ранее и закончился печально, а может быть и наоборот. Это с какой стороны смотреть. Весь класс, также, как и в предыдущем случае, издевался над учеником, по имени Ваня. Он долго, молча терпел.
Проблема решилась экстремальным способом. Мы делали молотки. Ученики, закончив изделие, забирают его себе. В этот день Ваня получил за молоток пятёрку, положил его в портфель, чтобы забрать домой. На перемене Ваня достал молоток, чтобы полюбоваться им, ведь он был отполирован до зеркального блеска.
На свою беду, заводила травли, в этот момент стал издеваться над Ваней. Ваня, молча, врезал молотком ему по лбу. С тех пор травля закончилась.
Рассказ из интернета, как можно наглядно объяснить детям о последствиях травмы.
Учительница решила объяснить детям, к каким последствиям приводит травля людей, например, унижения, оскорбления. Она принесла на урок
2 яблока. Они были одинаковые по цвету и размеру. В начале урока она спросила у детей: «Чем отличаются эти яблоки?» Они ответили, что яблоки одинаковые.
Тогда учительница взяла одно из яблок, сказала: «Ты мерзкое, противное яблоко!» и уронила его на пол. Ученики раскрыли рты от удивления.
Потом она дала яблоко одному из них и сказала: «Найди в нём что-нибудь плохое и урони его на пол». Ученик так и сделал. Затем, она передала яблоко дальше.
Находить плохое легче, чем хорошее, поэтому дети это делали легко. Они говорили, что у яблока сморщенная кожица, кривой хвостик, мерзкий цвет и так далее, и с удовольствием роняли его на пол.
Когда яблоко вернулось к учительнице, она спросила, видят ли дети какую-то разницу между этим яблоком и другим, которое всё это время лежало у неё на столе. Дети ответили, что они выглядят одинаково. Тогда она разрезала оба яблока. То, которое лежало на столе, было белоснежным внутри, а второе потемнело внутри, покрылось пятнами.
Учительница сказала: «Это мы его сделали таким! Это наша вина!» Дети затихли. Она продолжила: «Точно так же происходит и с людьми, когда мы их оскорбляем или обзываем. Внешне это малозаметно, но мы наносим им огромное количество внутренних ран!» Дети поняли, стали на перебой делиться своими примерами из жизни.