Очереди за хлебом в СССР
Имеется две основные версии откуда в СССР вообще взялись очереди. Первая гласит, в том, что в СССР были постоянные очереди – виновата сама советская система производства и реализации товаров, отчего страдали простые граждане. В СССР была плановая экономика, при которой более-менее стабильно работал лишь военно-промышленный комплекс, чья продукция использовалась для постоянного наращивания военной силы. При этом продовольствие и, особенно, все бытовые товары (ширпотреб) производились по остаточному принципу, и часто плохого качества. Часто бывали ситуации, когда в магазинах одних товаров было слишком много, а других – мало. Происходило так из-за того, что в СССР отсутствовал свободный рынок и конкуренция. В СССР очередь возникала там, где количество желающих завладеть каким-либо ресурсом превышает количество самого ресурса, либо было мало количество мест его реализации. То есть из-за плохого экономического планирования.
Вторая гласит, что СССР был страной социальной гармонии, а любые проблемы были порождены действиями социальных провокаторов, ставивших своей задачей восстановление частной собственности (они добились своего).
В постперестроечное время любят ругать Советский Союз за то, что в стране бывали длинные очереди в магазины. Они пишут, что стояние в очереди унижало человеческое достоинство, а вот на Западе такое отсутствует!
Да, в СССР были большие очереди, преимущественно в крупных городах, в определённые исторические периоды, и лишь на отдельные виды продукции. Магазинов было меньше, покупателей в магазинах больше, но большинство основных товаров покупалось также, как и сегодня. У людей были лишние деньги, поэтому были очереди.
Нужно понимать природу возникновения этих очередей. Теодор Драйзер в 1927-1928 годах посетил СССР. В своей книге «Драйзер смотрит на Россию» он пишет: «В магазинах обращаешь внимание на длинные очереди. Объяснить это легко: многие работают по совместительству и имеют два-три заработка. Кроме того, следует учесть, что в СССР для рабочего многие услуги обходятся дешевле их реальной стоимости. Квартирная плата мала, развлечения безплатные, либо очень дешёвые, безплатное медицинское обслуживание, к тому же он еще и застрахован государством от несчастного случая. Следовательно, у рабочего есть деньги, и он может тратить их по своему усмотрению».
Очередь может возникнуть только там, где у людей есть «лишние» деньги. Если деньги – отсутствуют, то и очереди в магазины – отсутствуют. В капиталистической экономической системе цель – извлечение прибыли. Если повышается спрос на какой-нибудь товар, и выстраивается очередь, то продавец ликвидирует её, поднимая цену на товар. В СССР цены были постоянны. При капитализме супердорогие магазины служат для богачей, для обычных людей они напоминают музей.
Борис Ельцин, когда шёл к власти, обещал ликвидировать очереди в стране. В конце 90-ых, в своём интервью, он сказал, что выполнил своё обещание: очереди исчезли. Он ликвидировал очереди во много раз снизив покупательскую способность населения. Инфляция за годы его правления составила 3848%. Хотя всё равно обманул. Появились очереди в ночлежки и места, где можно было безплатно поесть. При СССР, до начала перестройки, были большие очереди лишь за дорогими и редкими товарами (без которых можно было хорошо жить), а остальное всё для жизни было обеспечено.
Однако, при капитализме возникают огромные очереди во время скидки на продукты, так как люди экономят. Вспомним «чёрную пятницу», когда люди занимают очередь за сутки и более до начала продажи. А что происходит при начале продажи новых моделей айфонов? Например, продажа iPhone 5 в 2012 году. У магазина Apple в Сиднее выстроилась очередь в 600 человек, причём некоторые поклонники Apple, ожидая начала продаж, уже неделю жили в палатках рядом с магазином.
Социализм – это общество упорядоченного счастья. В первые, за всю историю Земли, была создана самая эффективная и биологически гармоничная система. В теории, структура общества исключила злое, сатанинское начало, выраженное в зависти, жадности, индивидуализме. Впервые было создано общество равноправия. Был ликвидирован собственник, как социальная группа. Из общества был исключён владелец средств производства. Все работали на общество, то есть на самих себя. Все, от министра до директора завода, и от генсека ЦК до дворника, получали зарплату в соответствии со штатным расписанием, должностью и квалификацией. Для поощрения высококачественной работы служил премиальный фонд.
Гигантский темп развития СССР был обусловлен тем, что все получали зарплату, а весь доход (прибыль) всех предприятий возвращался в государственный бюджет. Существовал важнейший орган страны – Плановая бюджетная комиссия, которая подготавливала документы по доходам всей страны и расходным потребностям, которые позже обсуждались и утверждались.
Вот это и был социализм. Он структурно определялся четырьмя краеугольными организациями страны:
Госплан – высший планирующий орган.
Госкомтруд – Государственный комитет труда и заработной платы.
Госкомцен – Государственный комитет ценообразования.
ЦСУ – Центральное Статистическое Управление – организация, которая как нервная система человека, контролировала в цифрах каждый участок народно-хозяйственного организма.
Цель социализма была – удовлетворение основных потребностей человека.
Показатели развития страны выражались в количестве произведённых телевизоров, штанов, велосипедов, сковородок, в миллионах тонн проданного мяса, колбасы. Статистика отслеживала благосостояние семьи, отражая появление товаров длительного пользования и увеличение потребления пищевых продуктов.
Социальная сфера (наука, культура, спорт, армия) – была лучшая в мире.
Внешняя торговля и валютный обмен – государственная монополия.
В период правления Горбачёва была создана система всесоюзного саботажа для подготовки буржуазного переворота. По всей стране централизованно насаждался народнохозяйственный бардак. Идеальная сталинская система, которая вынесла хрущёвские реформы, вдруг стала разваливаться на глазах. Но это плохо помогало, так как многие энтузиасты находили выход из тупиковых ситуаций и нарушали ход переворота (вспомним Кулибиных).
Затем, из потребительского оборота стали исчезать пищевые продукты. Странный факт – все предприятия работали, перевыполняли план, который ежегодно повышался. То есть всего должно быть больше, а товары исчезали из продажи. Позднее выяснилось, что всё изымалось у народа и складировалось.
Огромные корпуса-холодильники были забиты миллионами тонн изъятого из оборота мяса. В поволжских степях, по бетонкам шли колонны грузовиков под охраной БТР. Дороги были усыпаны зерном. К началу «перестройки» Горбачёва, пищевая промышленность работала на тайные хранилища.
Читал в интернете статьи бывших директоров продовольственных заводов и заведующего складом продтоваров. Они писали, что склады были забиты продукцией. Её запрещалось отправлять потребителям. Периодически продукты вывозились на свалки.
В это время мы жили в паре километров от городской свалки. Однажды мои дети притащили домой около десятка коробок с конфетами и сказали, что им друзья подарили. Выяснилось, что отец одного из детей работает на свалке и приносит домой продукты в упаковке со свалки и конфеты в коробках, всё хорошего качества. Он при детях рассказал жене, что на свалку машинами везут продукты, а работники делают вид, что зарывают, и тащат домой, родственникам и знакомым. Мы подумали, что это был брак.
Делалось всё, чтобы качество всех промышленных изделий возмущало людей. В СССР и России делали хорошие автомобили, обувь, мебель, компьютеры, иногда лучше всех мировых аналогов. Но в экспериментальных образцах. Дальше всё уходило «под сукно».
Социальные провокаторы гробили все перспективные разработки. Талантливым, творческим людям создавали административно-процедурные стены и открывали широкую дорогу бездарям.
Чтобы больше озлобить людей, была введена талонная система. Она стала широкомасштабно вводиться в 1989 году и наибольшее распространение получила в 1990-1991 годы, когда тотальный дефицит достиг пика. Стали исчезать как мясные продукты, так и те, которые раньше были всегда, например, сахар, крупы, растительное масло.
После открытия границ, можно было увидеть товары, которые прятались от народа. Многие магазины и лавчонки на Западе были забиты дешёвыми советскими товарами. Там были сахар, печенье, конфеты, колбаса с марками «Останкино» и «Микоян», консервы с русскими надписями, белье, одежда, электрочайники, утюги, кондиционеры, электродрели, рубанки, холодильники, мотоциклы, велосипеды. То есть весь «пищевой и товарный кризис» тех лет был спланированным саботажем.
Использованы материалы статьи А. Купцова «Белый террор де-факто и красный террор де-юре».