СССР – импорт продовольствия
В начале 20 века писатели США, в своих произведениях, стали использовать доброго американского дядюшку, который внезапно появлялся в трудную минуту и выручал героев из сложных ситуаций, чаще всего – денежных затруднений. Предлагаю вам рассказ, как такой «дядюшка», родом из России, сам попал в большие затруднения, но спасал Канаду и Америку.
Канада и США, совместными усилиями построили Морской путь Св. Лаврентия. Раньше, после прекращения навигации, пшеницу приходилось везти через всю страну по железным дорогам к работающим круглый год портам атлантического побережья, что значительно повышало его себестоимость.
Новый судоходный путь внёс коренные перемены с североамериканскую торговлю зерном (злаки и кукуруза), он снимал эти ограничения. Зерно везли в Европу, на Ближний Восток и в Азию, но мировой рынок зерна был давным-давно поделен, причём Европа постепенно сама становилась его экспортёром. Кроме того, Россия увеличивала экспорт зерна. Для Канады и США наступали трудные времена.
В целом, начиная со второй половина 1930-х годов и по 1950-е годы, погода была благоприятна для сельского хозяйства Советского Союза. Малые урожаи были лишь в 1938, 1946 и 1953 годах. Тяжёлые последствия засухи 1946 года были связаны с тем, что она пришлась на разорённые прошедшей войной края. Хорошие урожаи позволяли СССР быть весьма крупным экспортёром зерна, что было главным источником валютных поступлений в казну.
Происходил постоянный рост внутреннего потребления, однако на протяжении 1950-х годов страна ежегодно продавала за рубеж три-четыре миллиона тонн пшеницы и ржи. Однако, к концу 1950-х годов урожаи стали падать. Главной причиной этого стала целинная эпопея.
Целину освоили, зерно посадили и вырастили огромный урожай. При этом, остальные регионы получили меньше всего, что требуется для выращивания зерна. Кроме того, лучших специалистов отправили осваивать целину. Однако, осваивая целину, забыли про мелочь – транспорт, дороги и зернохранилища. Зерна много, но отсутствует возможность его вывезти, так как отсутствовали дороги и транспорт в достаточном количестве. Зернохранилища, тоже – отсутствовали. Рекордный урожай погиб.
В результате, 1962 год свели с нулевым балансом хлеба, то есть валовой сбор зерна был лишь чуть больше внутреннего потребления. Для соблюдения графика зарубежных поставок пришлось продавать хлеб из госрезерва, после чего на конец 1962 года они составляли 6,2 млн. тонн. Для сравнения, после плохого урожая 1954 года в них находилось 13,1 млн. тонн. И это при том, что потребление выросло с 42,5 млн. тонн в 1954 году до 56,6 млн. тонн в 1962 году.
Урожай 1963 года обещал быть рекордным. Зима была хоть и холодной, но очень снежной, что позволяло избежать засухи. Однако ранние морозы погубили озимые в Казахстане и Западной Сибири. Пришлось пересеивать. Как только на целинных полях появились первые всходы пересеянных яровых, установилась очень сухая погода. Казахстан, Нижнее Поволжье и Юг России охватила чёрная буря, содравшая в ряде мест до 40 см почвы. Вспомним, защищавшие от этого «лесополосы Сталина», которые Хрущёв прекратил высаживать и уничтожил многие из ранее созданных.
Однако, этого было мало, чтобы привести к катастрофе, но в начале лета по всей стране от Украины до Дальнего Востока началась засуха, наподобие памятного всем 2010 года (на ум приходит климатическое оружие). Последствия были крайне тяжёлыми, Казахстан и Украина дали меньше половины плана, Алтайский край собрал менее 15%. Валовая заготовка составила по итогам года 44,8 млн. тонн зерна, на 11,8 млн. тонн меньше, чем в 1962 году.
Даже полное израсходование государственных резервов мало помогало. Хозяйственники во главе с Косыгиным настоятельно предлагали вновь ввести хлебные карточки, однако для Хрущёва это было катастрофой, после всех его громогласных заявлений о победе в экономическом соревновании и построении коммунизма к 1980 году. Он настоял на покупке зерна за рубежом, и сохранении резервных запасов.
Летом 1963 года в Канаду приехала большая делегация советских учёных, работников Минсельхоза и ЦК. В неё вошли ведущие специалисты Экспортхлеба, хорошо знавшие конъюнктуру на хлебных рынках. В сентябре газеты на Западе вышли с аршинными заголовками: «Грандиозная сделка, советы покупают пшеницу на 500 миллионов долларов!» В этом году за рубежом приобрели порядка 12 млн. тонн пшеницы: 6,8 млн. тонн в Канаде, 3 млн. тонн в США, 1,4 млн. тонн в Австралии и 400 тыс. тонн в Румынии. Разница в цифрах объясняется тем, что практически всё зерно, поставленное США, перекупалось в Канаде. Покупку СССР оплатил золотом. Она обошлась в 372,2 тоны или треть золотого запаса в 1082,3 тонны, имевшегося в 1962 году.
Чтобы доставить зерно покупателю, железная дорога Кэнадиан Пасифик срочно заказала хопперы-зерновозы с рекордной грузоподъёмностью в 113 тонн, вагоностроители добились этого за счёт применения алюминиевого кузова. По канадским данным в 1962 году только из Тандер-Бэй отправили в СССР 6,2 млн. тонн зерна, в 1963 году – 8,8 млн. тонн, в 1964 году – 11,6 млн. тонн, в 1965 году – 10,9 млн. тонн и в 1966 году – 12,9 млн. тонн.
В 1972 году Советский Союз установил новый рекорд, заключив контракты на поставку в течение 1973 финансового года 24,2 млн. тонн зерна общей стоимостью 1,5 млрд. долларов. 17,5 млн. тонн закупалось в США, остальное в Канаде, Австралии, Франции и Швеции. Как и в прошлые годы, большая часть поставляемого США зерна перекупалась американскими фирмами в Канаде.
Благодаря СССР Тандер-Бэй вошёл в число крупнейших портов Великих озёр. В конце 1970-х годов над одно-двухэтажным городом словно небоскрёбы высились 21 экспортный элеватор с системами скоростной погрузки, крупнейшие из которых вмещали по 360 тыс. тонн зерна, подъездные пути обеспечивали одновременную обработку 8000 хопперов-зерновозов. В зерновом порту работало 1700 человек.
В 1981 году СССР импортировал продовольствия на 13,5 млрд. долларов. Следует отметить, что большую часть позиций импорта обеспечивали страны СЭВ, с которыми Советский Союз расплачивался встречными поставками товаров. За наличный расчёт приобреталась пшеница, которую закупили на 3,4 млрд. долларов. Положение было вполне устойчивым, внешний долг был менее 5,3 млрд. долларов или 0,3% ВВП.
Все изменилось с началом перестройки: по итогам 1984 г. внешний долг составил уже 17,5 млрд. долларов (порядка 5% ВВП), в 1986 г. он подскочил до 30,7 млрд. долларов, а в 1989 г. до 53,9 млрд. долларов. К концу 1991 г. сумма внешнего долга СССР составляла уже 96,5 млрд. долларов. Расплачивается за него – Россия.
Распад СССР и постепенная переориентация России в 1990-е годы на закупку продовольствия в Европе сильно ударили по перевозке зерна по Морскому пути Св. Лаврентия. Если в 1980-е годы по нему ежегодно перевозили порядка 9 млн. тонн только канадской пшеницы, то к 2000-м годам объёмы упали до 4,5 млн. тонн. Сильно пострадал и Тандер-Бэй, где о былом расцвете сейчас напоминают лишь пустыри на месте снесённых элеваторов и снятых путей железнодорожных станций.
Вот такой, добрый «дядюшка», родом из России, поддержал экономику США и Канады.
Использованы материалы статьи блогера ezyk091978 «Каналы Великих Озёр».