Как был выбран экипаж «Союза-19»
Первый международный совместный полёт – это наисерьёзнейшее мероприятие. Советские специалисты выполнили огромный объём технических работ. Но техника без людей мертва. И поэтому вершину пирамиды этого труда должен венчать экипаж, выбранный из самых подготовленных к такому полёту космонавтов.
К статье приложена выборка из таблицы «Хроника пилотируемых полётов». Из списка исключены 6 полётов на кораблях «Восток» и «Восток-2» самой первой конструкции, состоявшихся до первого космического полёта А. Леонова, 3 полёта на «Союзах»: «Союз-1» (космонавт погиб), «Союз-11» (экипаж погиб»), «Союз-16-1» (суборбитальный полёт).
Проанализируем выборку из «Хроники пилотируемых полётов». В ней есть сведения о выполняемых заданиях в каждом из полётов. Попробуем понять, по каким критериям выбрали А. Леонова и В. Кубасова.
Подбор членов экипажа определяется теми задачами, которые экипажу придётся решать в соответствии с программой полёта. Рассмотрим два варианта.
Вариант №1. Полёт выполняется строго в соответствии с объявленной официальной программой ЭПАС. Экипажу «Союза-19» предстояло сблизиться с «Аполлоном» и провести две стыковки. В обеих стыковках активная роль по плану отводилась «Аполлону».
Умелые действия экипажа «Союза-19» должны были способствовать успеху стыковок. Ответственность за выполнение стыковок возлагается на командира экипажа. Командир должен иметь:
1) опыт маневрирования с изменением параметров орбиты;
2) опыт ближнего маневрирования для непосредственного сближения с «Аполлоном»;
3) опыт стыковки с другим кораблём.
4) Для ЭПАСа использовался модернизированный корабль «Союз». Следовательно, имеется и четвёртое требование: командир должен иметь опыт полёта на «Союзе-М», или на типовом «Союзе».
Фиолетовым цветом в таблице отмечены «Союзы», успешно стартовавшие до ЭПАСа. Жёлтым цветом отмечены пять полётов, в которых «Союзы» осуществляли близкое маневрирование в космосе кораблей друг относительно друга. Сюда же включены полёты, в которых стыковка отрабатывалась. Зелёный цвет отмечает осуществление стыковки. Лазурным цветом отмечен полёт, в котором испытывался корабль модификации «Союз — М».
У Леонова отсутствовал требующийся опыт. Его кандидатура нарушала все из перечисленных требований. Кроме того, Леонов был в космосе одни сутки за 10 лет до ЭПАСа.
Очевидную альтернативу Леонову представлял А. Филипченко. Он был командиром полётов «Союз-5» и «Союз-16» (Союз-М). Кроме того, экипаж в составе А. Филипченко и Н Рукавишникова был дублирующим в день старта «Союза-19».
Филипченко пробыл в сумме 11 суток в космосе за два полёта. Последний состоялся за семь месяцев до ЭПАСа. Оба раза он летал на «Союзах». В последний раз – на той же модификации, что создавалась специально под ЭПАС. Филипченко был командиром в этом полёте. Полёт стал генеральной репетицией советской части ЭПАС. Филипченко имел опыт близкого маневрирования в космосе. Он участвовал в попытке стыковки.
Командир основного экипажа должен иметь больший опыт полётов, чем командир дублирующего. Тем более что полёт предстоял уникальный и по технической сложности, и по политическому значению. Но в действительности всё происходит с точностью до наоборот.
Получается, что практическое знание корабля «Союз» в полёте, опыт близкого маневрирования в космосе и опыт стыковки – в полёте ЭПАС были лишними? Возможно, это указывает на то, что полёт «Союза-19» проходил по другой программе, нарушающей официальную программу ЭПАС.
Вариант №2. Полёт «Аполлона» и его стыковка с кораблём «Союз-19» на орбите – фейк.
В этом случае все требования к командиру отпадают. Достаточно пробыть на орбите положенное число суток и спуститься. А спуск в штатном режиме осуществляется автоматически.
На первый план выступают совершенно иные требования и уже к обоим членам экипажа. Они должны будут заявить после полёта, что встречались с американцами на орбите. И потом всю жизнь держаться этой легенды.
Здесь важны особые психологические качества членов экипажа. Требуются отличные и особо доверительные отношения с американцами. Настолько доверительные, чтобы американцы могли вверить экипажу свою особо важную государственную тайну – отсутствие у них корабля для пилотируемых полётов. Отсюда следует, что полёты «на Луну», «Скайлэб» и многое другое – фейк.
Требовалось и доверие Политбюро. Оно ведь тоже рисковало. В этом случае выбор кандидатур для экипажа требовал строжайшей проверки на лояльность. Они сделали правильный выбор.
Леонов стал оратором №1 во всех телепередачах и в Интернете, где доказывается, что американцы были на Луне. Он «опровергает слухи», разъясняет «невежественным людям», угрожает «судом за клевету» упорствующим скептикам.
Кубасов тоже участвует в соответствующей разъяснительной работе. 15 июля 2010 года прошло 35 лет после программы «Союз-Аполлон». Космонавты Леонов, Кубасов и астронавты Стаффорд и Бранд встретились в Нью-Йорке. Они собрались, чтобы представить юбилейное издание часов, которые были с ними в космосе.
Это произошло в бутике часов фирмы Омега». Они вместе ведут пропаганду и бизнес. В Америке ценят их заслуги. Например, Кубасов – почётный гражданин шести городов США: Нью-Йорка, Хьюстона, Сан-Франциско, Атланты, Нэшвилла и Солт-Лейк-Сити.
Кубасов написал книгу «Прикосновение космоса». В ней полёту ЭПАС посвящено несколько абзацев. В основном – рассказы про первый и последний из трёх полётов Кубасова. Причём, про третий полет (Союз-36) – почти поминутно, включая процесс посадки. Про самое большое достижение Кубасова в карьере космонавта (полет ЭПАС) – очень мало. Скорее всего, стесняется много говорить на эту тему».
Леонов тоже молчит о деталях полета ЭПАС. Например, в книге Леонова «Жизнь среди звёзд», написанной после ЭПАСа, отсутствует подробное описание этого полета. А ведь это вершина космической карьеры Леонова!
Книга «Космические мосты» писателя и журналиста В. Губарева вышла в 1976 году. Он пишет: «Двое суток летели вместе «Союз» и «Аполлон», месяц продолжался «земной полет» экипажей ЭПАС по Советскому Союзу и Соединённым Штатам Америки. Астронавты …совершили большую поездку по стране. Советские космонавты прибыли в Вашингтон 12 октября. Этот день отмечается в США как день открытия Америки Колумбом.
Радушные хозяева постарались показать Колумбам звёздного океана свою страну… десять городов за две недели. И везде, где бы они были, их принимали как вестников мира и улучшения отношений между нашими странами. «Когда я вижу, как нас встречают и в СССР, и в США, – признался однажды В. Бранд, – мне хочется ещё раз полететь в космос. Теперь я убедился, что мы работали на орбите во имя всего человечества».
Почему же так скупы в своих воспоминаниях члены экипажа «Союза-19» в отношении своего самого знаменитого полёта? Ведь были вестниками мира и работали во имя всего человечество. Судя по объёму их воспоминаний, они боятся ворошить прошлое.
Краткое изложение отрывка из книги доктора физико – математических наук А.И. Попова.

