Рокотов – расстрел или убийство

В Москве в конце 50-х годов процветает торговля валютой и товарами западного производства, например, джинсами. Вовлечённые в неё образуют систему: «бегунки», «перекупщики», «связные». На вершине пирамиды находятся «купцы». КГБ арестовал с поличным троих: Яна Рокотова Владислава Файбышенко и Дмитрия Яковлева.

Они в октябре 1958 года организовали сложную систему посредников для скупки иностранной валюты и зарубежных товаров у иностранных туристов. Рокотов и Яковлев были осведомителями ОБХСС, что помогало им оставаться безнаказанными.

В 1960 году КГБ повесил на них ещё 17 эпизодов мошенничества в особо крупном размере. При задержании у Рокотова был изъят чемодан, в котором хранились валюта, золотые монеты и советские деньги на общую сумму 1,5 млн долларов США.

В момент задержания Файбишенко, при нём оказалось 148 золотых английских фунтов и большая сумма в рублях, а при обыске его съёмной квартиры была найдена валюта почти на полмиллиона рублей.

Позднее суд установил, что Рокотов скупил и перепродал валюты и золотых монет на сумму свыше 12 миллионов рублей, а Файбишенко скупил и перепродал валюты на общую сумму около 1 миллиона рублей. Общая сумма валютных сделок, которые были совершены участниками группы, составляла 20 млн рублей.

По обвинению в нарушении правил о валютных операциях в особо крупных размерах – статья 88 УК РСФСР предусматривала лишение свободы от 3 до 8 лет. Осуждённые были приговорены к 8 годам лишения свободы.

В марте 1959 года известный американский экономист и публицист Виктор Перло обратил внимание Анастаса Микояна на то, что в Москве он постоянно сталкивается с предложением молодых людей продать им валюту по «выгодному курсу».

Чуть позже американский журналист и публицист Альберт Кан заявил Суслову: «Разве это хорошо, когда в центре столицы социалистического государства в открытую промышляют валютчики, а милиции до этого нет дела?!»

Суслов отреагировал резкими обвинениями в адрес руководства МВД. Он предложил на пленуме ЦК КПСС возложить борьбу с контрабандой и нарушением валютных операций на Комитет государственной безопасности.

В 1961 году Хрущёв ездил в Берлин (ГДР). Немецкие товарищи заявили ему, что в Москве самый большой чёрный рынка торговли валютой. Вернувшись в Москву, Хрущёв затребовал информацию по делам фарцовщиков и валютчиков. Сразу после этого развернулась кампания по борьбе с ними.

Хрущёву нужен был громкий, показательный процесс. На пленуме ЦК он зачитал «письмо» рабочих Ленинградского металлического завода, «возмущённых мягкостью приговора». Рокотов, Файбишенко и Яковлев к тому времени отбывали 8-годичный срок наказания.

Хрущёв пригрозил Генеральному прокурору СССР Руденко: «Не думайте, что ваша должность пожизненна!» (Руденко стал единственным генпрокурором СССР, занимавшим должность до смерти). Дело было пересмотрено, и суд назначил новое наказание – 15 лет лишения свободы.

Спешно издали указ «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил валютных операций». После этого состоялся третий пересмотр дела. В июле 1961 года Рокотов и Файбишенко, а чуть позднее и Яковлев были приговорены к расстрелу по закону, принятому после совершения деяния.

Все кассационные жалобы были отклонены, а приговор был приведён в исполнение. Вероятно, это был единственный случай расстрелянных по приговору суда за фарцовку и незаконные валютные операции. Расстрел вызвал протесты даже у следователей по делу, так как был вопиющим нарушением фундаментальных принципов права в виде применения обратной силы закона.

Кроме того, Яковлев сообщил следствию множество ценных сведений и был тяжело болен. По решению горкома КПСС от должности был отстранён председатель Мосгорсуда Л. А. Громов за «мягкость» первоначального приговора.

P.S. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев 1 июля 1961 года подписал Указ «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил о валютных операциях». И снова в «порядке исключения» закону особым постановлением была придана обратная сила.

Имеется версия, что Рокотов сумел войти в контакт с западногерманским банком. Внося в этот банк марки, приезжавшие в СССР иностранцы получали от Яна советские деньги по выгодному курсу. Выезжавшие за границу советские люди, выдав Яну советские деньги, получали за границей соответствующую сумму в валюте. Вероятно, в валютных операциях была замешана партноменклатура. Борьба Хрущёва с валютчиками такими методами, способствовала его снятию с поста генерального секретаря КПСС.

P. P.S. Хрущёва подозревали в уничтожении многих безвинных людей. Этот случай может служить косвенным подтверждением этого.

Комментарии запрещены.

Посетители
Архивы