Нормандские острова – парадоксы истории
Оккупация – страшное слово для многих людей. Вспомним Великую Отечественную войну. Представьте ситуацию. Германия захватила Прибалтику. В банках (сберегательных кассах), магазинах оставила использование советских рублей. Все надписи на русском языке дополнены немецкими.
Порядок на улицах осуществляет советская милиция. Она вылавливает всех, кто высказывается против оккупационных властей. Бросает их в тюрьмы, проводит расследование преступлений против оккупационного режима. Милиция выплачивает вознаграждение жителям, которые сообщают о действиях, направленных против оккупационного режима.
26 мая произошла загадочная эвакуации британских и французских войск из Дюнкерка. Немецкие войска прекратили военные действия и ожидали, когда она закончится. Затем, 4 июня, Черчилль в речи, вошедшей в историю под названием «Мы будем сражаться на побережьях», выразил волю нации к борьбе и победе. 22 июня 1940 года произошла капитуляция Франции. Единственным противником Германии на западе оставалась Великобритания.
Рассмотрим историю оккупации Германией английских земель. Нормандские острова Джерси и Гернси в проливе Ла-Манш у северного побережья Франции являлись территорией Великобритании. Они управлялись бейлифом, что-то типа шерифа, назначенным короной).
Черчилль в пламенной речи к соотечественникам сказал: «Мы будем оборонять наш остров, чего бы это ни стоило, мы будем сражаться на побережье, мы будем сражаться в пунктах высадки, мы будем сражаться на полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах, мы не сдадимся никогда».
Во время Второй мировой войны Нормандские острова стали единственной территорией Великобритании, оккупированной Германией. Британские войска покинули острова в июне 1940 года, проведя эвакуацию молодых людей призывного возраста и детей. Острова были освобождены лишь 8-9 мая 1945 года, а немецкий гарнизон на Олдерни оставался до 16 мая.
И в течение пяти лет над Нормандскими островами развивались два флага: Великобритании и фашистской Германии. Американский журналист Чарльз Френсис Свифт из газеты «Бостон Глоб» написал в своём репортаже следующее: «Побеждённые подданные гордой страны Англии приветствовали с почтением германскую оккупационную власть. Причём так вежливо, что сложно было представить, что между ними идет война».
На оккупированной территории отсутствовали, даже единичные случаи борьбы за свободу и освобождение. Зато работали суды, полиция, магазины, кафе, театры. Госслужащие стали получать зарплату в рейхсмарках. Ещё немцы перевели знаки почтовой оплаты с фунтов на дойчмарки и заменили дорожное движение с левостороннего на правостороннее.
За все время оккупации было арестовано и отправлено в исправительные лагеря в Европе (различаем с концентрационными) 562 человека. За нарушения комендантского часа, уголовные преступления, например, воровство. 6 человек попали в концлагеря: три местных коммуниста и три еврея. В немецкой армии было около 30% состава – евреи. Герингу приписывают слова: «Только я решаю, кто является евреем».
Доносительство было распространено, приветствовалось и хорошо оплачивалось. Мадлен Бантинг в книге «Модель оккупации: на Нормандских островах под немецким правлением, 1940-45» пишет, что за донос немцы платили от 20 до 50 дойчмарок. После так называемого «освобождения» все предатели и доносчики были оправданы.
В 1941 году немцы организовали на этих островах 4 концлагеря для военнопленных. По сведениям, собранным госпожой Бантлинг, 90% узников концлагерей составляли советские солдаты. На островах Олдерни, Зюльт, Нодерней военнопленные строили бункеры, склады и другие военные объекты.
Оригинально прошла оккупация острова Сарк. Он всегда считался отдельным государством, глава которого был вассалом её Величества. В 1940-м немцы (два офицера и 5 солдат) высадились на остров и объявили даме Сибил-Мэри Коллингс-Бомон-Хэтауэй, 21-ой владетельнице Сарка, что её территория оккупирована.
Хэтауэй правила островом с 1927 по 1974 годы. На требование немцев, леди заявила, что это чепуха, так как Сарк и Германия находятся в состоянии мира. Она потребовала от немцев срочно покинуть её территорию. Что они и сделали. Однако, послали запрос в министерство иностранных дел Риббентропу.
Потом они все-таки вернулись, и остров оккупировали. Однако, во время «оккупации» немцы вели себя так, словно они были гостями территории. Леди Хэтауэй заявила, что по законам острова можно пользоваться только конной тягой. Употребление автомобилей и мотоциклов строжайше запрещено. Немцы подчинились требованию.
10 мая 1945 года гордая дама Хэтауэй, которая представляла собой всю власть на острове, приняла у гарнизона капитуляцию. Она командовала немцами в течение недели, до прибытия английских военных. На всех Нормандских островах юридически немцы капитулировали 9 мая 1945 года. Фактически же британские войска добрались до островов только к 16 мая. И тогда оккупация закончилась.
Власти Великобритании простили руководство Нормандских островов за сотрудничество с оккупантами. Более того, все руководители администраций были удостоены наград и официальных почестей. А в послевоенной Великобритании, особенно с началом «холодной войны», наложили полный и безоговорочный запрет на упоминание о том, что на британской земле находились нацистские концлагеря.
Большинство историков и аналитиков, поднимавших этот вопрос, считают, что Нормандские острова были стартовой платформой для расширения влияния нацистской Германии. Потому, возможно, и условия оккупации были столь мягкими. Гитлер считал британцев почти ровней «истинным арийцам». Красивые слова Черчилля остались в истории, и британцы их часто цитируют в знак храбрости и сильной воли своей нации.
Краткое изложение статьи Романа Скоморохова.
P.S. Вторая мировая война была войной мирового капитализма с Советским Союзом. Почти все страны Европы сдались Германии практически без сопротивления. Более того, они активно сотрудничали с фашистами.
P.P.S. BBC News сообщает о находке 200-страничного архива. В нём содержатся свидетельства жителей Гернси, депортированных за сопротивление оккупационному режиму и отправленных в нацистские лагеря. По свидетельству BBC News протесты выражались в «акциях молчаливого и символического сопротивления» (вероятно они сопротивлялись мысленно).
Находка архива связана с компенсацией, которую Германия выплатила Великобритании. Считается, что около 50-ти жителей Нормандских островов получили компенсации. Суммы отдельных достигали тысячи фунтов стерлингов (вероятно, это были те, кто громче молчал).