Смерть – это выход?
Загадками являются ответы на вопросы, что такое смерть, когда можно считать человека мёртвым, какие галлюцинации видят умирающие, почему люди боятся смерти? Из Википедии: «Смерть – это прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма». Вроде всё понятно.
Трудно определить грань между тем, где заканчивается жизнь и начинается смерть. Ведь смерть – это медленный процесс. Когда-то смертью считалась остановка сердца, затем, человек считался мёртвым в случае смерти мозга. А мозг может умереть задолго до того момента, как человек перестанет дышать.
Возможно, в мозгу должен умереть ствол. Именно он – самая древняя часть «второй Вселенной», которую еще называют «мозгом рептилии», она и есть сердцевина нашего мозга. Ствол является основой жизни. Он контролирует базовые функции нашего организма: биение сердца, дыхание, кровяное давление, температуру тела. Когда умирает ствол мозга, то у больного наступила как минимум клиническая смерть.
Статистика гласит, что чаще всего люди умирают от старости и от болезней, с ней связанных, таких как рак и инсульт. Однако «убийцами номер один» являются болезни сердца, самая страшная из которых – инфаркт. От них умирает примерно четверть населения западного мира.
Врачи говорят, что бывает состояние, когда человек «по большей части, мёртв», а бывает – когда «мёртв совсем». Сегодня науке известно, что при остановке сердца органы и ткани могут пребывать в так называемом псевдомёртвом состоянии, по крайней мере, несколько часов. Смерть может наступать медленно, при умелой и оперативной врачебной помощи часто её можно приостановить, и оживить человека.
Считается, что одним из самых эффективных средств оживления является временная гипотермия – замораживание. Для врачей является загадкой, почему гипотермия столь действенна. Возможно, это связано с тем, что при очень низких температурах клетки перестают делиться, и жизнедеятельность в них сильно затормаживается. Они меньше нуждаются в поступлении питательных веществ и кислорода, и в удалении вредных продуктов метаболизма.
Многие люди боятся быть погребённым заживо. Это стало причиной появления так называемых покойницких выжидания, домов мёртвых. Считается, что, лишившись притока кислорода с кровью, нейроны умирают в течение считанных минут. В такие сверхкритические моменты мозг может сохранять активность только в тех областях, которые абсолютно важны для выживания.
Все то, что принято считать признаками смерти, — отсутствие дыхания, пульса, широкие зрачки и т. д., — относительно; они могут быть у человека, находящегося в состоянии клинической смерти.
Чтобы определить, что человек жив, нужно пощупать пульс, послушать дыхание, поднести к губам зеркало (если жив, то запотеет), сделать маленький надрез на теле (у живого потечёт кровь), проверить руки-ноги на предмет начала окоченения, уколоть иголкой или приложить что-нибудь горячее.
Нужно сделать, что угодно, лишь бы добиться хоть какой-то реакции. Если она отсутствует, то даже бьющееся сердце говорит о том, что человек мёртв. С юридической точки зрения он представляет собой так называемый труп с бьющимся сердцем (сердце в этом случае может биться само, либо поддерживаться аппаратом). «Живые трупы» часто служат донорами органов для живых.
Клетки нашего тела умирают всю жизнь с самого рождения человека.
Близкие имеют право решать, отключать ли такого человека от аппаратов, поддерживающих жизнедеятельность организма. Однако имеются случаи, когда люди, находящиеся в долгой коме, возвращаются к жизни.
В 1960-х годах было проведено одно из самых больших и общепризнанных исследований посмертных переживаний. Руководил им американский психолог Karlis Osis. Исследование было основано на наблюдениях лечащих врачей и медсестёр, ухаживавших за 35 540 умирающими. Авторы исследования констатировали, что большинство умирали без страха. Чаще наблюдалось ощущение дискомфорта, боли или безразличия. Примерно у одного из 20 человек отмечались признаки душевного подъёма.
Некоторые исследования показывают, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые. Опрос большой группы людей преклонного возраста показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10% из них ответили «да». Отмечается, что старики думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием.
Особое внимание Osis и его коллеги уделили видениям и галлюцинациям умирающих. При этом подчёркивалось, что это «особые» галлюцинации. Все они носят характер видений, которые испытывают люди, находящиеся в сознании и ясно понимающие происходящее. При этом мозг был ясным доже при приёме седативных препаратов и высокой температуре тела. Перед самой смертью большая часть людей теряла сознание. Только 10% умирающих, за час до кончины, ясно осознавало окружающий мир.
Исследователи пришли к выводу, что в видениях умирающих присутствовали рай, небеса, ангелы или были связаны с красивыми образами: прекрасными пейзажами, редкими яркими птицами и т. д. Чаще всего в своих посмертных видениях люди видели своих ранее умерших родственников, которые предлагали помочь переходу умирающего в мир иной.
Интереснее всего другое: исследование показало, что характер всех этих видений относительно слабо зависит от физиологических, культурных и личностных особенностей, вида заболевания, уровня образования и религиозности человека. К подобным же выводам пришли и авторы других работ, наблюдавшие людей, которые пережили клиническую смерть.
Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг уделял особое внимание «коллективному безсознательному» человечества. Он считал, что все мы на глубинном уровне являемся хранителями общечеловеческого опыта, который у всех одинаков. Он может приходить в наше «Я» лишь через сновидения, невротические симптомы и галлюцинации. Поэтому, возможно, глубоко в нашей психике действительно «запрятан» опыт переживания конца, и эти переживания у всех одинаковы.
В учебниках психологии (например, работа Артура Реана «Психология человека от рождения до смерти») говорится, что события, переживаемые умирающими, совпадают с описанием в древних эзотерических источниках. При этом подчёркивается, что знания об этих источниках отсутствовали у большинства людей, описавших посмертный опыт.
Этапы умирания были описаны американским психологом Элизабет Кюблер-Росс в 1969 году.
1. Отрицание. Человек отказывается принять факт скорой смерти. Узнав о страшном диаг¬нозе, он уверяет себя в ошибке врачей.
2. Гнев. Человек чувствует обиду, зависть и злость по отношению к окружающим, задавая себе вопрос: «Почему именно я?»
3. Торг. Человек ищет способы продлить себе жизнь и обещает всё, что угодно в обмен на неё (врачам – бросить пить и курить, богу – стать праведником и т. д.).
4. Депрессия. Умирающий теряет интерес к жизни, чувствует полную безнадёжность, горюет о разлуке с родными и близкими.
5. Принятие. Это последняя стадия, на которой человек смиряется со своей участью. Умирающий остаётся печальным, а в его душе воцаряются мир и спокойное ожидание конца.
Американский психолог и врач Реймонд Муди, изучив 150 случаев посмертных переживаний, построил «полную модель смерти». В момент смерти человек начинает слышать раздражающий шум, громкий звон, жужжание. В то же самое время он чувствует, что очень быстро движется через длинный тёмный туннель. После этого человек замечает, что оказался снаружи собственного тела. Он видит его со стороны. Затем появляются духи умерших ранее родственников, друзей и близких, которые хотят встретить и помочь ему.
Учёные затрудняются объяснить, характерный для большинства посмертных переживаний, феномен видения яркого тоннеля. Предполагается, что, умирая, нейроны головного мозга начинают хаотично возбуждаться, что создаёт ощущение яркого света. А нарушение работы периферического зрения, вызванное малым количеством кислорода, создаёт «эффект туннеля».
Чувство же эйфории может появляться в связи с тем, что мозг высвобождает эндорфины, «внутренние опиаты», снижающие ощущения подавленности и боли. Это вызывает галлюцинации в тех частях мозга, которые отвечают за память и эмоции. Люди ощущают счастье и блаженство. Возможен, и обратный процесс. Физиология начинает включаться в ответ на стимулы, созданные психологическими явлениями. В последний момент, умирающий испытывает трансцендентное состояние, которое ещё называют «космическим сознанием».
Иногда, совершенно здоровые и молодые люди боятся смерти. Психоаналитик Любовь Заева говорит: «Страх смерти – очень важный «кирпичик» в фундаменте культур, религий, развития человечества, цивилизаций, больших и малых социальных групп, то есть важный элемент «коллективного безсознательного. Он требуется для развития каждой отдельной личнос¬ти, отдельной психики. Страх смерти – это глубинный страх потерять часть себя, страх разрушения своего телесного «Я».
Имеется версия, что страх смерти помогал выживать народам, стимулируя миграции, открытия, развитие науки и культуры. Чтобы продлить жизнь, улучшить её, требуется учиться, что-то делать, что-то менять, что-то знать и о чём-то помнить. То есть, страх смерти способен толкать человека к самосовершенствованию.
Пытаясь избежать смерти, человек начинает, например, усиленно следить за своим здоровьем, придерживаться здорового образа жизни. Он может стать творцом, приносящим плоды, «рождающим» вопреки смерти – тогда творчество во всех его видах как бы заглушает страх смерти. Сама мысль о том, что что-то останется после нас (дети, предметы искусства и быта, посаженные нами сады и леса, идеи, бизнес), словно отодвигает смерть от нас, добавляет в жизнь «каплю вечности».
Кто-то боится потерять жизнь. Для кого-то жизнь безсмыслена, для кого-то она омерзительна настолько, что расстаться с нею выглядит счастливым исходом, кто-то грезит о жизни небесной, поэтому земное существование представляется тяжким бременем и суетой сует. Человек боится потерять то чем эта жизнь наполнена. Большинство религий говорят о вечности жизни души, других воплощениях в иных жизнях. Какой смысл бояться, если смерть – отсутствует.
Возможно, мы умираем потому, что уверены в том, что достигли своей цели и прошли земной путь.
Статья «Смерть как наука» из журнала Naked Science (№13, май-июнь 2014).