Первый советский трактор

Читатель написал в комментариях «Вот если что-нибудь открыть, изобрести и воплотить – это американцы, англичане, французы, немцы. А если спереть и кое-как, что-нибудь, к чему-нибудь присобачить – это русские. В российской деспотии чиновничьего произвола отсутствует возможность реализоваться. Где изобретения, инновации, воплощённые в виде производств, товаров, строений, приносящих прибыль, работающих на людей?» Эта статья поможет ему получить ответ на вопрос.

Для начала вспомним Левшу, подковавшего блоху. Таких мастеров на Руси было множество, например, Кулибин, братья Черепановы, Иван Ползунов, Нартов, Александровский, Бенардос, Григорович, Фёдор Блинов и другие. Кроме того, многие западные «изобретения» были спёрты в России.
Русских умельцев многие тысячи. Это целая Страна изобретателей!

Вот ещё пример мастерства русского люда – это почти легенда.
Многие считают, что революция помешала стать России богатой и счастливой. Генри Форд в 1922 году начал выпускать в большом количестве трактора «Фордзон». Они были довольно дёшевы, поэтому в России их могли купить помещики, кулаки и середняки. Это могло привести к 1925-му году к резкому сокращению рабочих мест в деревне. Оттуда в города России могла ринуться масса голодных безработных и снести царскую власть, помещиков с капиталистами.

Большевики действовали осмысленно. Они сначала развили промышленность в городах, т.е. создали рабочие места, а уж потом начали повышать производительность труда в сельском хозяйстве, заполняя рабочие места в городе высвободившимися крестьянами.

До 1917 года было закуплено за границей и завезено в Россию около 1500 тракторов, но гражданская война внесла коррективы в их количество. До 1922 года в СССР ещё отсутствовал выпуск тракторов. В 1922 году партийное руководство Запорожской губернии поставило задачу руководству завода «Красный прогресс» — «стране нужно много тракторов». Это было крупнейшее промышленное предприятие в Кичкасском уезде Запорожья. Требовалось наладить производство в самые сжатые сроки.

На заводе отсутствовала старая, дореволюционная техническая интеллигенция. Кто-то угодил в расстрельный подвал, кто-то эмигрировал, кого-то вихрь гражданской войны занёс на другой конец страны.

Партия сказала: «Нужны трактора, о результатах докладывать еженедельно». Работяги поскребли в затылках. И осторожно поинтересовались: «Что это такое, трактор? Как примерно выглядит и для чего предназначен?» Партийное руководство в вопросах тракторостроения было более подковано – они трактор, по крайней мере, видели. Один раз. Мельком. В кинохронике. Объяснили, как умели, словами и жестами. Понятно, покивали работяги. Сделаем.

Как говаривал Левша: «… обойдёмся без мелкоскопов, у нас глаз пристрелямшись…». Технические руководители завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла стали строить первый оригинальный трактор. Его строили без каких-либо чертежей, по эскизам, набросанным карандашом, из случайных материалов и деталей других машин, оказавшихся под рукой.

За две недели до назначенного срока на заводском дворе стоял трактор, получивший гордое имя «Запорожец». Опытный экземпляр – концепт, как принято ныне говорить. Он имел фантастичный вид. Двигатели внутреннего сгорания делятся на два класса: карбюраторные и дизельные. У «Запорожца» была уникальная разработка. Прототипом послужил сломанный одноцилиндровый двигатель «Триумф», к которого конструкцию упростили до предела.

Горючее самотёком поступало из высоко расположенного бака, и смешивалось с воздухом прямо в цилиндре. «Запорожец» работал на сырой нефти. Без крекинга, очистки – что из скважины течёт, то и в бак. Дёшево и сердито.

Дизайн трактора был простой. Жёсткое металлическое сидение под открытым небом, вынесенное далеко назад, чтобы, тракторист, сменяясь на ходу, избежал попадания под колесо. Коробка передач, сцепление, педали газа, сцепления, тормоза – отсутствовали, зато был рулевой штурвал. Это чудо бодро ездило на трёх колёсах, пока имелось топливо. Вал двигателя был соединён с одним ведущим задним колесом.

Хочешь остановиться – перекрой топливный кран. Зато удобно – заправка на ходу, и трактористы-сменщики на ходу сменяют друг друга, благо скорость всегда одна и та же – чуть меньше четырёх километров в час. Отсутствуют простои техники. Вечно пашущий трактор – с одного поля на другое, третье, четвёртое, а там уж и плуг пора менять на борону, затем на сеялку. Почти вечный двигатель.

Как завестись, если вдруг заглохнет? Да, это сложно. Стартёр, аккумулятор и электрика – напрочь отсутствуют. Фары – на основе керосиновых ламп. Зажигание смеси в двигателе происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15—20 разогревали до каления. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой. Для вспашки одной десятины расходовалось 1,5 пуда чёрной нефти и 5 вёдер воды.

Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. В случае износа их можно было изготовить в любой мастерской. Мощность от двигателя к колёсам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи. Трактор передвигался только с одной скоростью – 3,6 км/ч.

Работу же на такой простой машине, как «Запорожец», мог легко освоить даже малограмотный крестьянин. Уход, обслуживание и ремонт – были простыми, так как было мало деталей, которые могли сломаться. У него была исключительная надёжность. При отсутствии сервисных мастерских и магазинов запчастей качество весьма важное. А поломки, которые все же случались, мог устранить любой сельский кузнец. Нынешние автомобилисты, морально и материально измученные автосервисом, хорошо могут представить, каково ездить на машине, где поломки, практически – отсутствуют. Мечта любого механизатора и водителя.

Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) констатировал: «Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов чёрной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырёх вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5-3 десятины земли в день, в зависимости от глубины вспашки.

После этого поступил партийный приказ: «Запускаем в серию!» Запустили и наклепали за три года несколько сотен. Продукция исправно находила сбыт, спрос даже превышал предложение. «Красный прогресс» стал всесоюзным монополистом по производству тракторов. Чудо-технику желали приобрести сельхозартели, товарищества по совместной обработке земли, сельские коммуны (колхозы ещё только нарождались) и даже зажиточные крестьяне записывались в очередь на приобретение заветного трактора.

Осенью 1923 года прошли соревнования «Запорожца» первого выпуска и гусеничного трактора «Холт». На вспашку десятины земли при четырёхвершковой глубине «Запорожец» в среднем тратил около 30 кг нефти, трактор «Холт» — 36 кг керосина.

Спрос на трактор марки «Запорожец» был большой. Особенно он возрос после испытаний, проведённых вместе с американским «Фордзоном» весной 1925 года. Вспашку десятины земли модернизированный «Запорожец», уже имевший мощность 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг, «Фордзон» сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец «Красного прогресса» выглядел лучше заграничного коллеги. Например, на тракторе «Запорожец» №107, тракторист и механик М. И. Роскот из Черниговской области бессменно работал с 1924 по 1958 год.

Программой-максимумом предполагалось довести к 1924 – 1925 годам выпуск «Запорожцев» до 300 штук в год. Однако ход дальнейших событий сложился против «Запорожца». Победило направление массового производства. Хотя, есть мнение, что продавили вариант с глубокой переработкой нефти – ведь это огромные деньги в чей-то карман. Сторонники заговора утверждают, что также было с электротранспортом, дирижаблями, паровыми машинами и многим другим. Им отвечают, что это просто совпадение. Читателям решать, какая вероятность сотен «совпадений» в пользу нефтяного лобби.

Исследователи утверждают, что из-за простоты конструкции, после двух лет производства, отсутствовала проектная документация. Всё изготавливалось по эскизам и только специалист может понять, какая простая должны быть для этого конструкция. Я пять лет работал ведущим конструктором в конструкторском отделе по производству ковшовых экскаваторов. У нас была куча документации, которую создавали 5 бюро, плюс отделы главного технолога, металлурга, механика и так далее.

В сентябре 1924 года в Тегеране прошла первая Всеперсидская сельскохозяйственная выставка. На ней был представлен трактор «Запорожец». В Тегеране рабочий Картавцев, по просьбе посетителей выставки, запускал двигатель «Запорожца», садился за рычаги управления и демонстрировал работу трактора возле павильона. Однажды он выехал в поле. После вспашки, восторг присутствующих, был трудно описуем. Трактором особенно интересовались местные крестьяне. Они ходили за ним, словно дети, плотно оцепив «чудо-машину» живым кольцом.

Краткое изложение статьи «Первый советский трактор» сайта Босоногое_ру

Комментарии запрещены.

Архивы