Дирижабли — загадка забвения
В конце 19, начале 20-го века весь мир мечтал о путешествиях по воздуху. Чарльз Линдберг и Амелия Эрхарт, в то время были одними из главных мировых знаменитостей, они в одиночку смогли пересечь Атлантику по воздуху. После этого прошло всего 2 года, и гигантский немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» совершил кругосветный перелёт с пассажирами на борту.
Имеется много странностей в истории развития техники. Например, дирижаблям прочили великое будущее. Они практически по всем параметрам превосходили остальные летательные аппараты. Бурно развивалось дирижаблестроение, развивалась инфраструктура пассажирских и грузовых перевозок. В целях обеспечения безопасности полётов, стали переходить на использование гелия, вместо водорода.
Однако катастрофа с дирижаблем «Гинденбург», случившаяся 6 мая 1937 года на авиабазе Лейкхерст в городе Манчестер-Тауншип (Нью-Джерси, США), поставила жирный крест на будущем дирижаблей. На его борту находилось 97 человек. В результате катастрофы погибло 35 человек на борту дирижабля (13 пассажиров и 22 члена экипажа), ещё 1 человек на земле погиб во время пожара. Авиация может только мечтать о таком соотношении погибших и выживших в катастрофах.
Были до этого случая катастрофы с дирижаблями, например, в 1922 году взорвался дирижабль «Рома», тогда погибло 34 человека. В 1923 году взорвался французский дирижабль «Диксмюд» – 52 погибших. 1930 год, упал и взорвался британский дирижабль R101 – в катастрофе погибло 48 человек, включая министра авиации Великобритании. В катастрофе американского дирижабля, происшедшей перед крушением «Гинденбурга», число жертв было вдвое большим. При этом американский дирижабль был заполнен гелием, поэтому возгорание – отсутствовало.
Но только после аварии «Гинденбурга», дирижабли, практически, перестали использоваться. Он был крупнейшим пассажирским дирижаблем в мире. «Гинденбург» под своими горящими обломками похоронил десятки людей и перспективы воздухоплавания.
Посмотрим, что могло повлиять на прекращение развития дирижаблестроения.
Граф Фердинанд фон Цеппелин поднял в воздух свой первый дирижабль 2 июля 1900-го, за три года до первого полета самолёта братьев Райт. Он устанавливал на дирижабли двигатели с пропеллерами. Внутри сигарообразной конструкции из плотной ткани находились несколько баллонетов, наполненных водородом. Он обеспечивал аппарату подъёмную силу. Однако, водород представлял опасность, так как легко воспламенялся.
В годы Первой Мировой войны около сотни летательных машин Цеппелина сбрасывали бомбы на Париж и Лондон. На них стали устанавливать безоткатные орудия. Но окончание войны приостановило использование дирижаблей в военных целях.
Между дирижаблями и самолётами с самого начала началась конкурентная борьба. Дирижабли могли летать дальше, чем самолеты, у них была значительно большая грузоподъёмность, большой комфорт для пассажиров и большая безопасность полётов. Причём пассажиры на его борту, с комфортом обедали в настоящем ресторане, а спали в личных каютах. Люди были увлечены гигантскими дирижаблями. Все считали, что за ними будущее.
После окончания войны создатели дирижаблей планировали рейсы через океаны и кругосветные путешествия. Активнее всех продвигал эту идею Хуго Эккенер, бывший журналист, ставший одним из первых пилотов дирижаблей. Он возглавил фирму после смерти Цеппелина в 1917 году. В его планы входило создание обширной сети международных перевозок, покрывавшей весь земной шар.
В 1936 году в Германии был построен Дирижабль LZ 129, который получил имя «Гинденбург». Он совершил 17 трансконтинентальных перелётов с пассажирами на борту. Аппарат имел в длину 245 метров. Четыре дизельных мотора по тысяче лошадиных сил каждый могли развивать скорость до 120 километров в час.
Хуго Эккенер попытался наладить европейскую транспортную сеть, но Франция и Англия – помешали этому. Эккенер убедил президента США Франклина Рузвельта пустить «Гинденбург» в Америку. Глава фирмы рассчитывал, что президент разрешит ему заполнить баллонеты дирижабля американским гелием, но национальный совет по контролю за военными товарами – отказал. Пришлось летать через Атлантику на водороде.
Во время последнего рейса «Гинденбургу», из-за погоды, пришлось отклониться от курса. Дирижабль пролетел над восточным побережьем США, и повернул в сторону Нью-Йорка. В три часа дня дирижабль появился над Манхэттеном. Пассажиры были очарованы развернувшимся под ними видом. Капитан специально опустился ниже, пролетая над Эмпайр Стейт Билдинг. Люди на борту и посетители смотровой площадки на крыше небоскрёба, махали друг другу руками. На улицах появление дирижабля в небе вызвало пробки: тысячи зевак уставились в небо.
«Гинденбург» потрясал воображение. Его сразу окрестили «воздушным замком». Пассажирские помещения обставлялись с роскошью. В нём находились двадцать пять двухместных кают, библиотека, кухня, просторный салон и ресторан для пассажиров. Изысканные блюда подавались на фарфоровой посуде с золочёным логотипом компании, изготовленной по специальному заказу. Музыкальные мастера разработали для «Гинденбурга» особый облегчённый рояль. Путешествие на дирижабле было дорогим удовольствием, поэтому обстановка должна была соответствовать вкусам состоятельных пассажиров.
В распоряжении пассажиров на нижней палубе была даже специальная комната для курения, которая представляла собой герметичную капсулу с мощной системой вентиляции. В этой комнате пассажиры могли спокойно выкурить сигару под присмотром метрдотеля, у которого была единственная на борту зажигалка.
Водород легче воздуха, и уже много десятилетий его использовали для подъёма воздушных шаров и аэростатов. Водород – дешёвый и простой в производстве, однако очень взрывоопасен. Существует также и безопасный аналог – гелий.
Гелий добывали из попутного газа, которым богаты отдельные нефтяные месторождения. При глубоком охлаждении попутного газа постепенно становились жидкими все газы, сначала углеводороды, потом кислород, потом азот. В конце концов оставался только гелий. До появления дирижаблей, потребность в гелии была мала. С ней вполне справлялась одна из американских нефтедобывающих компаний. Когда, из-за развития дирижаблестроения, возникла потребность в огромных объёмах гелия, компания, поставлявшая этот газ, стала мировым монополистом.
Многие учёные и инженеры во всём мире, приступили к поискам возможности увеличения производства гелия. Например, Пётр Капица, работавший тогда в Кавендишской лаборатории, решил заняться исследованиями жидкого гелия. Для этих исследований в Кембриджском университете построили новый корпус, Мондовскую лабораторию, и выписали для неё оборудование.
Но советская власть отказалась отпускать Капицу в Англию. Резерфорд, тогдашний заведующий лабораторией, переслал своему ученику всё это дорогое оборудование в Москву, в Институт физических проблем, где Капица начал свои эксперименты с жидким гелием, принёсшим, в конце концов, две Нобелевские премии.
Изобретённый им турбодетандер для глубокого охлаждения газов можно было бы применять для получения гелия для советских дирижаблей. Большевики замахнулись на построение сотен дирижаблей. Но после катастрофы «Гинденбурга» создание советской эскадры цеппелинов свернули.
Немецкие конструкторы предполагали, что дирижабль LZ129 будет заполняться гелием. Но компания-производитель гелия, будучи монополистом, сперва повысила цены на газ, а затем правительство США и вовсе наложило эмбарго на поставки гелия в Германию. Пришлось переделать проект.
Немецкие конструкторы постарались сделать всё, чтобы избежать пожара на борту. Строго соблюдались правила пожарной безопасности. Для курения соорудили специальное помещение. Единственная входная дверь была снабжена воздушным шлюзом. Давление в курилке поддерживали более высоким, чем в корабельных каютах, чтобы исключить попадание горючего газа в единственное помещение, где разрешалось пользоваться открытым огнём. В курительной комнате постоянно находился кто-нибудь из персонала и внимательно следил, чтобы исключить выход наружу человека с трубкой, сигаретой или сигарой.
Пожар на «Гинденбурге» был настолько загадочным, что почти сразу же возникло подозрение в диверсии. Пресса кричала о возможном террористическом акте. Следствие сперва искало диверсию. Один из членов команды заявил, что видел вспышку возможного взрывного устройства рядом с четвертым баллонетом. В Германии обвиняли в диверсии американцев, которые таким образом хотели подорвать авторитет Адольфа Гитлера. Газеты других стран подозревали в происшедшем немцев-антифашистов, которыми, возможно, двигали те же цели.
Американский историк Адольф Хёлинг выдвинул версию, что «Гинденбург» был уничтожен взрывом мины с часовым механизмом, которую установил техник Эрих Шпель на дне баллона № 4. Взрыв должен был произойти после причаливания, когда все пассажиры и экипаж должны были покинуть дирижабль. Но так как «Гинденбург» сделал «лишний» круг, часовой механизм сработал до их высадки. Сам же Шпель выпрыгнул из горящего дирижабля, но вскоре скончался в госпитале от полученных ожогов (или помогли скончаться).
Вторая версия – пожар вызвал разряд статического электричества после грозы. В результате этого была повреждена ёмкость с водородом. Произошла утечка водорода, а причиной возгорания могла бы быть любая искра.
Третья версия – усталость металла, из-за которой произошло разрушение внутреннего каркаса дирижабля или обрыв одного из внутренних вантов, что повредило оболочку, вызвало утечку водорода и пожар.
Четвёртая версия – ошибка пилотов. «Гинденбург» опаздывал. Вероятно, чтобы быстрее причалить, начали стравливать водород. Воздух над авиабазой был сильно наэлектризован из-за прошедшей грозы. Что-то вызвало искру, загорелся выпускаемый газ, а затем, дирижабль, наполненный взрывоопасным водородом – взорвался.
Все версии являются предположительными, а вещественные доказательства – отсутствовали.
Вероятной причиной катастрофы, согласно официальному отчёту, стала утечка водорода из баллона, разорванного лопнувшим стальным тросом. После сброса якорных канатов в условиях плохой погоды, а также из-за плохой электропроводности оболочки дирижабля, произошло короткое замыкание, вызвавшее искру, которая и привела к воспламенению горючего газа. Однако подтвердить это отсутствует возможность.
Кое-какие странности последнего полёта «Гинденбурга».
Это был, практически, рядовой полёт, так как отсутствовали какие-нибудь рекорды. Однако, на авиабазе Лейкхерст в ожидании Гинденбурга собралось большое количество фотокорреспондентов. С земли прямой репортаж о прибытии дирижабля вёл американский журналист Герберт Моррисон.
«Гинденбург» начал плавно снижаться. Команда с высоты 90 метров сбросила причальные тросы. Вдруг люди на земле услышали лёгкий «бум», как будто что-то лопнуло. Свидетели заметили, как огонь мгновенно охватил весь дирижабль. Послышались ещё взрывы – это лопались баллонеты. Сквозь огонь стал виден каркас дирижабля, а затем машина рухнула на поле. Ещё в воздухе, она начала разваливаться, и раскалённые металлические части падали вниз.
Гибель «Гинденбурга» продолжалась всего 34 секунды. Когда огонь добрался до гондолы, до земли оставалось еще 50 метров. Пассажиры и члены экипажа разбивали окна и прыгали вниз. Кто-то испугался высоты, и спрятался в задымлённой каюте, удушье стало причиной их гибели.
Большинство выжидало время, чтобы прыгнуть с меньшей высоты. Акробат Йозеф Шпе, летевший на премьеру бродвейского мюзикла, повис на руках под окном. Он выждал, пока до земли осталось всего шесть метров, и разжал руки. От удара об землю он лишь повредил стопу. Те, кто прыгнул сразу, погибли от удара об землю или их накрыло горящими обломками.
Фотокорреспонденты, вместо рутинной съёмки прибытия дирижабля, оказались свидетелями ужасной катастрофы.
Сэм Шир успел сделать всего один кадр. Но из всех фото того дня в прессе, именно его снимок запомнился больше всего. Это фото идеально запечатлело всю трагедию Гинденбурга: разбегающаяся перед камерами в панике толпа, название «Гинденбург», зловеще подсвеченное ярким пламенем взрыва, осветившим верхнюю часть дирижабля.
Снимки и видео гибели «Гинденбурга», охваченного пламенем, произвели шокирующий эффект на общество. Люди впервые видели ужасную катастрофу, снятую на камеры именно в момент трагедии.
Две трети людей смогли спастись, но безполезно было говорить об этом. Образ дирижаблей, как роскошного и безопасного способа путешествия, был навсегда уничтожен.
Эта катастрофа привела к изменению истории авиации. Сразу после катастрофы пассажирские перевозки на дирижаблях запретили в США и в Европе. Эпоха дирижаблей закончилась. В борьбе за небо они проиграли самолётам. Однако история доказывает, что авиаперевозки пассажиров на порядок опаснее пассажирских перевозок на дирижаблях, использующих водород, а что говорить о гелии.
Подведём итоги изучения загадки забвения этого вида транспорта. Германия лидировала в области дирижаблестроения, догнать её было очень сложно. Гелий мог стать в ближайшем будущем основным и дешёвым газом для дирижаблей. У авиации, практически, отсутствовало будущее. В случае оснащения дирижаблей безоткатными орудиями, как в первую мировую войну, или ракетными установками, исчезал смысл наземной войны. Дирижабли с таким оружием могут уничтожить любую наземную цель: дот, город и линию «Мажино». Становится безсмысленно воевать. Возможно, именно это послужило причиной забвения дирижаблей. Кому-то требовались войны и жертвы, возникающие при этом.