Почём детский труд?
Из Википедии: «Детский труд — это привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и запрещён. Среди видов детского труда, существующих в цивилизованных странах, можно отметить работу в шоу-бизнесе (кино, театр, эстрада). Дети часто бывают вовлечены в различные виды преступной деятельности, в том числе проституцию и порнографию. В некоторых странах Африки детей вооружают и заставляют участвовать в боевых действиях».
Начало XIX и. характеризуется господством во всех промышленно развитых странах капиталистического строя, в основе которого покоится господство капитала над трудом, наёмный труд рабочего в пользу капиталиста- владельца средств производства. Почти во всех странах мира на протяжении истории дети крестьян, а потом и ремесленников помогали родителям.
Долгое время ребёнок считался взрослым человеком лишь тогда, когда начинал трудиться. В средние века дети бедных родителей могли с восьмилетнего возраста поступить в услужение в чужую семью.
Детский труд на фабриках (заводах), шахтах был обычным явлением во многих промышленно развитых странах Европы и Америки в XIX веке. Дети трудились наравне со взрослыми до 14-18 часов в сутки (иногда с 5-6-летнего возраста), причём им платили за это в несколько раз меньше, чем взрослым.
Одна из основных причин, вынуждающих детей работать, состоит в том, что от этого зависит выживание их семей и их собственное выживание.
С конца XVIII века и на протяжении XIX будущих ремесленных учеников обычно набирали в работных домах. Когда они попадали в «учение» на городские фабрики, то, часто, работали безплатно, за питание.
Часы труда были ограничены лишь полным истощением сил, после применения различных принудительных способов к продолжению работы (например, после побоев надсмотрщиков). Дети часто работали до 16 часов подряд, иногда ночью, а в воскресенье чистили машины.
Кормили их самой дешёвой и плохой пищей, которая часто шла также на корм свиньям. Спали они поочерёдно на грязных постелях. Некоторые пытались бежать с фабрики, и чтобы предупредить бегство, заподозренных в этом намерении детей заковывали в кандалы. Они работали и спали в цепях.
Такому же обращению подвергались и молодые женщины. Многие, от такой работы – умирали, и их хоронили по ночам, в каком-нибудь глухом месте, чтобы скрыть масштабы «рабства».
О колоссальных размерах применения детского труда, в особенности на ткацких мастерских, свидетельствует тот факт, что в 1788 году, наряду с 26 тысячами мужчин и 31 тысячей женщин, работало более 35 тыс. детей, многие моложе 10 лет.
Детей использовали там, где для обслуживания машин требовался низкоквалифицированный труд, маленький рост, маленькие руки. Например, дети могли пролезать между станками и под ними. При этом станки можно было ставить довольно тесно, экономя тем самым фабричную площадь.
На фабриках и заводах даже образовались особые детские профессии. Так на хлопчатобумажных фабриках существовали мусорщики и сучильщики. Мусорщик должен был быть мал ростом и проворен. Они весь день ползали под прядильными станками и собирали упавшие на пол куски хлопка, вдыхая хлопковую пыль и уворачиваясь от рабочих механизмов.
Из воспоминаний 1832 года: «Мусорщик должен подметать щёткой под колёсами… Мне часто приходилось лезть под колёса, а они все время двигаются, и я мог попасть в машину. Мне часто приходилось ложиться ничком, иначе меня могло затянуть в машину».
Дети-сучильщики ходили по цеху и перебирали нити, шедшие по станку. Было подсчитано, что за день ребёнок, перемещаясь по цеху, проходил около 24 миль.
При этом фабриканты говорили, что дети должны быть им благодарны, поскольку их обеспечивали едой и одеждой. О качестве еды были такие свидетельства: «Детей провели в просторную комнату с длинными узкими столами и деревянными скамьями. Им приказали сесть за столы, мальчики и девочки раздельно. Им принесли ужин — молочную овсяную кашу, которая выглядела почему-то совершенно синей».
Детей использовали на угольных шахтах, грузчиками на железной дороге, в камнедробильнях, на производстве спичек и на многих других производствах.
В 1865 году, в металлургической промышленности Бирмингема и окрестностей работали 30 тысяч молодых людей, детей и 10 тыс. женщин, выполняя большей частью очень тяжёлую работу.
Дети страдали от чрезмерно длинного рабочего дня (часто от 5 утра до 10 вечера) и от ужасных условий жизни.
В докладе 1864 года говорится: «В Ноттингеме часто от 14 до 20 детей втиснуто в маленькую комнату не более 20 кв. футов, причём из 24 часов в сутки 15 уходило на работу, изнурительную вследствие однообразия и отвращения к ней, на работу, протекающую среди самых антигигиенических условий. Даже самые маленькие дети работают с напряжённым вниманием и с удивительной быстротой, практически без отдыха. Когда к ним обращаются с вопросом, они, вместо того, чтобы остановиться, посмотреть и ответить, продолжают работать, из боязни потерять хоть одну минуту. Чем более удлиняется рабочее время, тем чаще пускают надсмотрщицы в дело длинную трость».
Работая на производстве, дети часто голодали, у них тормозилось физическое развитие, наблюдалась задержка роста, искривление позвоночника. Они приобретали профессиональные болезни, связанные с производственной средой. Те, кто работал на шахтах или на текстильной фабриках, особенно часто болели туберкулёзом и бронхитом.
На большинстве производств рабочее время было установлено так, что часто девушка имела для сна и отдыха менее 6 часов. Единственным пределом продолжения их работы, являлась усталость, когда иголка выпадала из руки. Были случаи, когда у работниц в продолжении 9 дней отсутствовала возможность раздеться для отдыха. Они растягивались для отдыха на несколько минут на матрасе, куда им приносили еду, нарезанную мелкими кусочками, чтобы они могли ее как можно скорее проглотить.
Работающим девушкам было в среднем 14-18 лет.
Датский романист Андерсен-Нексе описывает виденное им в Андалузии: «…рядом со многими женщинами стоит колыбель, где спит или играет ребёнок. У бедной испанской работницы отсутствует возможность отдать своё дитя кому-нибудь на попечение и потому берёт его с собой на фабрику, где оно дышит едкой табачной пылью.
Прикованные к швейной машинке матери, чтобы успокоить своих детей, вынуждены были давать им успокаивающие средства. Поэтому, много грудных младенцев погибали от опия.
Проще всего было с сиротами, предприниматели практически покупали их из работных домов и подписывали с ними кабальные контракты, фактически превращавшие их в рабов. Так поступал, например, англичанин Джордж Кортолд, владелец шёлкопрядильной фабрики в Эссексе. Он считался большим либералом, был ревностным протестантом и убеждённым противником всякой тирании. Кортолд восторженно приветствовал американскую революцию, поддерживал французскую революцию. Но, в действительности, он был настоящим рабовладельцем. Кортолд покупал детей в работных домах Лондона, в основном девочек в возрасте от 10 до 13 лет. Он платил по £5 за ребёнка сразу при покупке, а потом доплачивал £5 через год, если ребёнок все еще был жив.
Дети работали в сельском хозяйстве, например, собирали хлопок, овощи.
Они занимались разделкой рыбы, работали на производстве табака, лесопилках, чистильщиками обуви, стеклодувами на фабрике бутылок, разносчиками, курьерами, мойщиками посуды, помощниками продавцов и кондитеров, продавцами газет.
Лишь в XIX веке взрослые стали задумываться об ограничении
труда маленьких детей. Так, например, фабричные акты 1840-х годов впервые защитили детей Англии от эксплуатации на работе.
Британская общественность совершенно интересовалась условиями жизни трудящихся детей, их положение регулярно обсуждалось в парламенте с первых лет XIX века. Уже в 1802 году был принят закон, ограничивший рабочий день детей-сирот, трудившихся на хлопкопрядильных предприятиях, 12 часами.
Борьба за детские права в США диктовалась примерно теми же соображениями, что и в Англии. Здесь были и религиозные моралисты, и честолюбивые политики, но главными участниками кампаний по защите детства были все те же наёмные работники, боровшиеся против того, чтобы малолетние конкуренты сбивали цену на труд.
Краткое изложение статьи блогера steampunker «Дети — цветы жизни». https://steampunker.ru/blog/history/6229.html