МТС – как их уничтожали

ЦК КПСС, захватив государственную собственность, стал коллективным капиталистом. Следующим этапом стал захват коллективной (кооперативной) собственности. У власти отсутствует возможность распоряжаться ею напрямую.

14 апреля 1956 года выходит Постановление «О реорганизации промысловой кооперации». В нём говорится, что следует реорганизовать промысловую кооперацию, передав её наиболее крупные специализированные предприятия в ведение республиканских министерств. Передача государственным органам предприятий промысловой кооперации производится безвозмездно. То есть произошёл рейдерский захват.

Для захвата колхозной собственности был разработан более сложный план. Требовалось обанкротить эти предприятия, сделать их убыточными. Когда предприятие станет обузой для коллектива, предложить в обмен на собственность гарантированную зарплату от государства.

Руководство страны создало машинно-тракторные станции. Они стали на договорных условиях (за процент от урожая) осуществлять производственно-техническое обслуживание колхозов и совхозов. Сосредоточение крупной сельхозтехники в МТС давало большой экономический выигрыш.

В 1952 году была опубликована работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней он сказал про предложение продать технику МТС в колхозную собственность: «Это значит вогнать в большие убытки и разорить колхозы, подорвать механизацию сельского хозяйства, снизить темпы колхозного производства».

Коллективный капиталист в лице ЦК КПСС стал проводить политику обанкрочивания колхозов через уничтожение МТС. 3 сентября 1953 года Хрущёв выступает с докладом и заявляет, что зерновая проблема в СССР решена, кроме того, часть зерна идёт на экспорт. В начале 1954 года всё ранее сказанное было забыто. Партия заявила, что в стране катастрофа с зерном. Надо пахать целину.

Партия постановила: «Для выполнения работ по освоению залежных и целинных земель … завести в 1954 г. в районы освоения новых земель 120 тыс. тракторов, 10 тыс. комбайнов и соответствующее количество тракторных плугов, сеялок, тяжёлых дисковых борон, культиваторов и других сельскохозяйственных машин.

Для технического обслуживания машинно-тракторного парка завезти необходимое количество автомашин, автопередвижных ремонтных мастерских, автоцистерн, автозаправщиков, стационарной нефтетары, инструментов и оборудования. Всё это обеспечить кадрами».

Целину нужно было пахать уже в марте. Поэтому МТС обязали «поделиться». Убытие списанной после выработки ресурса техники перестало восполнялось поступлением новой. Все запчасти ушли на целину. Начался дефицит запчастей. Кроме того, МТС обязали «поделиться» кадрами.

В результате МТС перестали выполнять договорные обязательства перед колхозами. Всё свидетельствует о плане сделать МТС убыточными. Были подняты расценки для колхозов на услуги МТС. Без техники и кадров они перестали обеспечить проведение требующихся агротехнических мероприятий. Полетела вниз урожайность.

МТС только начали образовываться в 30-е годы. Война нанесла значительные потери в технике и кадрах. Государство пыталось восстановить ресурсы МТС. Особенно сложным было положение с квалифицированными кадрами.

На сентябрьском Пленуме 1953 года Хрущев докладывал: «В прошлом году не выполнили план работ больше половины МТС … Одной из основных причин такого положения является необеспеченность МТС квалифицированными механизаторскими кадрами».

Хрущёв сообщил, что среди руководителей МТС высшее образование имеют только 22,6%, среднее – 47,0%, низшее – 30,4%. Главные инженеры МТС: высшее образование – 14,8%, 20,8 – среднее, 64,4% — низшее. 64,4% главных инженеров МТС имели образование малое для тракториста! Нужно понять, какие резервы были заложены в МТС, если при 14% комплектации квалифицированными кадрами половина станций умудрялась выполнять плановые работы.

Партия обобрала МТС. У них забрали и направили на освоение целины работников руководящего состава, специалистов и квалифицированную рабочую силу.

Этим действиям попыталась помешать будущая «антипартийная группа». Она встала в жёсткую оппозицию плану освоения Целины, что потом им в 1957 году прямо поставили в вину. Интересно то, что «антипартийная группа» — это и была верхушка правительства во главе с Г.М. Маленковым. Но правительство уже потеряло власть. Пользуясь своим большинством, троцкисты принимали любые нужные им решения.

МТС, оставшись без техники и кадров, перестали выполнять большинство плановых работ. Кое-как, с запозданием по срокам, обеспечивали вспашку, сев и уборочные работы. На внесение удобрений, боронование, культивацию, обработку межрядий, вывоз навоза с ферм на поля (вспомним коров на ферме, утопающих в дерьме) – отсутствовала техника и кадры.

С каждым годом ситуация только усугублялась. Вскоре колхозы начали задавать вопрос, а зачем нам эти МТС? МТС из локомотива колхозного движения в глазах колхозников превращались в нахлебников, берущих плату в денежном и натуральном выражении за обработку земель, без возможности её проводить.

Закупочные цены на колхозную продукцию в сентябре 1953 года значительно подняли, и колхозники даже в условиях снижения урожаев стали получать более высокие доходы. А снижение урожаев в колхозах традиционных районов земледелия временно компенсировалось первыми высокими целинными урожаями. Большую часть целинного зерна сгноили, но валовый сбор его вырос настолько, что даже в столовых появился безплатный хлеб. Тогда и начали хлебом свиней кормить.

Троцкистам было мало всего вышеперечисленного, началось прямое урезание государственного финансирования МТС. Кроме того, львиная доля средств ушла на создание новых МТС для обслуживания СОВХОЗОВ в целинных районах. Станции в районах традиционного земледелия, которые обслуживали колхозы, государство начало банкротить. А в 1957 году финансирование ещё сильнее было урезано. Кадры побежали во все концы Родины. На МТС был поставлен крест.

Краткое изложение статей блогера Петра Балаева.

Комментарии запрещены.

Архивы