Измена или разгильдяйство?

Генерал-лейтенант Сергей Долгушин во время войны был лётчиком-истребителем. Их полк был в ЗапОВО. Аэродром находился вблизи границы. Он дал интервью газете «Красная Звезда» о событиях июня 1941 года.

Долгушин рассказал: «За зиму сорок первого года мы освоили высотные полёты, много стреляли и по конусу, и по земле, начали летать ночью. Десятого мая наш полк перебросили из Лиды на аэродром Новый Двор, что чуть западнее Гродно.

На севере граница с немцами была в пятнадцати километрах. Как только мы приземлились, над лётным полем на малой высоте пронёсся фашистский «мессер». Нахально так, даже крыльями покачал.

В ясную погоду, с высоты двух тысяч метров, мы видели немецкий аэродром. Он был забит разными машинами. Составили схему, передали в штаб.

Двадцать первого июня, в шесть вечера, закончив полёты, получили приказ: «Снять с самолетов пушки, пулемёты, ящики с боеприпасом и хранить всё это на складе».

Все тогда пытались понять и узнать, в чём дело. Нам разъяснили, что это приказ командующего войсками округа. Приказы в армии запрещено обсуждать, их нужно быстро выполнять».

Со слов Долгушина, приказ отдал Павлов. Однако, приказы авиаполкам должен был отдавать командующий ВВС округа, генерал-майор Копец.

По словам Долгушина, у летунов складывалась интересная ситуация. В предвоенные дни, будто по заказу, начался ремонт базового аэродрома в городе Лида. Однако, отсутствовали запасные площадки.

Кроме того, было уменьшено число мотористов и оружейников до одного на звено. В 02:30 22 июня в полку объявили тревогу. В результате лётчикам пришлось самолично устанавливать в крыльях истребителей снятые пушки. Машины начали взлетать только около семи утра. Немцы пролетали над аэродромом на бомбёжки без какого-либо противодействия.

Есть и ещё свидетельства подобного рода. Например, накануне войны с самолетов сливали горючее. В ночь на 22 июня поступил приказ перевести авиацию на полевые аэродромы. Однако он остался без исполнения. Да и как это можно сделать со слитым горючим и снятым вооружением?

Вероятно, цель была – помешать авиачастям воевать. В одних полках снимали вооружение, в других объявляли выходной. Например, в 13-м скоростном бомбардировочном авиаполку – воскресенье 22 июня объявили выходным. Похожие вещи происходили в разных частях.

Было следствие и 28 октября 1941 года в Куйбышеве были расстреляны 25 высокопоставленных военных. Из них более трети имеет отношение к ВВС. Например, бывшие, в разное время перед началом войны, начальниками ВВС РККА: генерал-полковник Локтионов, генерал-лейтенант Рычагов, генерал-лейтенант Смушкевич и другие. Они обвинялись в антисоветском заговоре.

После войны Хрущёв заявил о злоупотреблении властью со стороны Сталина. Что он виноват в погроме, учинённом Особым отделом НКВД.
Всех «безвинно» осуждённых – реабилитировали.

Краткое изложение статьи блогера arhivar-rus_livejournal_com.

P. S. Согласно тогдашнему порядку – авиация округа\фронта подчиняется по всем вопросам командующему округом, т.е. Павлову. В случае разногласий с распоряжениями Павлова, в МИРНОЕ время командующий авиацией может доложить «наверх» по параллельной линии подчинённости – заместителю наркома ВВС \ главкому ВВС. Однако приказ командующего войсками округа он ОБЯЗАН выполнить без замедлений и доложить об исполнении.

P. P. S. ПВО и авиация РККФ (флота) подчинялись директивам НКО, ГШ и Главштаба РККФ. Они ЕДИНСТВЕННЫЕ были полностью готовы к авиаудару, вели заградительный огонь и перехват противника.

Комментарии запрещены.

Посетители
Архивы