Колхозы и личные подсобные хозяйства

Личные приусадебные участки уменьшали зависимость людей от государства. В Уставе сельскохозяйственной артели от 17.02.1935 года было написано: «…Размеры приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора (не считая земли под жилыми постройками), могут колебаться от 1/4 до 1/2 га, а в отдельных районах до 1 га…»

То есть крестьяне могли прокормить себя. Хрущёв и те, кто за ним стояли, решили навести порядок. 6 марта 1956 года выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства управлении делами артели».

В постановлении говорилось, что устав сельскохозяйственной артели затрудняется охватить все стороны деятельности колхозов. В ряде случаев он вреден. Это связано с тем, что он ограничивает инициативу в установлении порядка ведения общественного хозяйства, наиболее отвечающего конкретным условиям работы колхоза.

В ЦК КПСС и Совет Министров СССР от «колхозов и рядовых колхозников» идут предложения об изменениях положений устава сельскохозяйственной артели (откуда они взялись, и кто их писал?). В письмах задаются вопросы об изменении порядка наделения и размеров приусадебных участков, о количестве скота, находящегося в личной собственности колхозного двора, о порядке использования колхозных выпасов, определения минимума трудодней, исключения колхозников из колхозов, распределения доходов, расширения прав правлений колхозов и другие.

27 августа 1956 года выходит Указ «О денежном налоге с граждан, имеющих скот в городах». Этим указом вводился специальный налог для жителей городов, владеющих скотом.

20 августа 1958 года выходит Постановление «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих посёлках». Это снова «по многочисленным просьбам колхозников». Это одно из самых экономически вредных решений Хрущёва с тяжёлыми последствиями для экономики.

Миллионы городских семей, имевших свои огороды, сталкиваются с огромными трудностями. Как результат – массовый забой скота.
Люди, до этого кормившие себя, продававшие излишки на рынках, сдававшие продукцию государству, теперь должны идти в магазин, покупать всё это.

Насильственное изъятие скота и передача его в совхозы и колхозы – привело к тому, что скот пошёл под нож, стал забиваться. В колхозах и совхозах отсутствовала возможность содержать такое количество животных. Нужны были помещения, корма, персонал, специалисты.

То, что долгие годы постепенно увеличивалось в личных хозяйствах до 1950-х годов, было уничтожено очень быстро. По данным областного управления статистики на 1 января 1959 года в городе Тула числилось:
1. Крупного рогатого скота – 1 359 голов, в том числе коров – 1 267.
2. Свиней – 1 861.
3. Овец и коз – 104.

А уже на 1 ноября 1959 года оставалось всего около 50 коров. За 10 месяцев всё уничтожили.

Теперь население областных городов, районных центров и т.д., оставшись без собственного домашнего скота, должно было жить за счёт покупок в магазинах. А ведь до этого, многие поколения людей, работая на заводах, одновременно вели домашнее подсобное хозяйство. Обычно имели свою корову – кормилицу, огород с картошкой, кур, что несли яйца, да пару поросят.

Отнимали коров, лошадей и одновременно отнимали покосы, где семьи заготавливали корм для собственного скота на зиму. Происходила ликвидация и животноводческих товариществ.

В декабре 1959 года принимается решение в отношении жителей села. На очередном Пленуме ЦК сказано, что «…личные подсобные хозяйства постепенно утрачивают своё значение…» (до сих пор утрачивают).
Утверждается, что жителям сельской местности гораздо выгоднее будет получать продукты из колхоза, чем самим выращивать.

В итоге, вводятся дополнительные налоги на каждую голову скота в личном хозяйстве, каждое посаженное фруктовое дерево. Начинается массовый забой скота, рубка деревьев. Государство предлагает закупать скот, но цены очень низкие, выгоднее было забить. А там, где его продают – колхозам сложно прокормить такое количество скота, тоже начинается забой.

По Уставу 1935 года: «…Каждый колхозный двор…может иметь в личном пользовании корову, до 2 голов молодняка рогатого скота, 1 свиноматку с приплодом или, если правление колхоза согласно, 2 свиноматки с приплодом, до 10 овец и коз вместе, без ограничения количество птицы, кроликов и до 20 ульев.

Каждый колхозный двор в земледельческих районах с развитым животноводством может иметь в личном пользовании 2-3 коровы и, кроме того, молодняк, от 2 до 3 свиноматок с приплодом, от 20 до 25 овец и коз вместе…»

В начале 1960-х годов на личные подсобные хозяйства накладываются большие налоги, у них урезается земля, сильно ограничивают в кормах. В итоге они прекращают своё существование. А ведь ранее личные подсобные хозяйства колхозников были довольно эффективным поставщиком продуктов в СССР.

Например, в 1940 году они давали по обязательным государственным поставкам до 30% всего картофеля в стране, мяса скота и птицы — 25 %, яиц — 90%, молока — 26%, шерсти — 22% и т.д. С их ликвидацией возникает дефицит, падают доходы селян. На всё эти «добрые» дела Хрущёву и компании потребовалось меньше пятилетки.

Краткое изложение статьи ресурса «Добрый помощник музы Истории Клио».

P.S. Заместитель заведующего сельхозотдела ЦК КПСС Н.Я. Ицков 6 апреля 1962 года направляет доклад Хрущёву. В нём он отмечает, что «…потребуется много лет, чтобы решающим образом компенсировать долю производства личными подсобными хозяйствами. Например, по производству яиц потребуется около десяти лет. Много времени потребуется по производству картофеля, овощей, мяса и сала.

Мною подсчитаны такие данные, они очень тревожны … Не торопливо ли ставится вопрос о сокращении и даже ликвидации личных подсобных хозяйств?»

В стране начинаются перебои с продовольствием. Уже в начале 1962 года появился дефицит хлеба, круп, растительного масла, мяса, молока и других основных продуктов питания. В ряде регионов страны ввели карточки на большинство видов продовольственных товаров.

Комментарии запрещены.

Архивы