МОЙ ДРУГ
Несколько слов читателей о друзьях и дружбе
С детства я был готов пойти за друга в огонь и воду. Несколько случаев помогли мне понять (пришлось наступить на одни и те же грабли несколько раз), что голова дана, чтобы думать. Один такой случай произошёл в четвёртом классе. Друг – шестиклассник предложил поиграть в разведчики на охраняемой территории (воинская часть). Мы пробрались мимо часового с автоматом, забрались в склад, набрали всяких штучек и вернулись домой. Через пару дней нас «вычислили», обьяснили (мало не показалось), сказали что часовой в случае обнаружения должен был стрелять на поражение.
Это было на первом курсе института. Когда я его увидел первый раз, то первая мысль была – мы никогда не будем друзьми. Первое впечатление оказалось ошибочным. Через неделю мы сидели на лекциях за одним столом и «рубились» в «крестики-нолики», «морской бой» и другие игры, для которых не требовалось ничего, кроме листа в клетку и ручки. В институте мы были «не разлей вода», вместе проводили всё свободное время, после окончания института встречались только на выходные. После женитьбы – только на праздники. Мы дружим почти сорок лет. За это время у меня и у него было несколько печальных событий и мы помогали друг другу всем, чем могли, зная, что друг поступит также.
Одиночество
Мы с ним жили в одном доме, иногда видели друг друга издали, но познакомились только в институте. У него не было близких друзей и в нашей учебной группе он был в стороне от всех. У нас с ним оказались общие интересы – электроника. Он был одинок и хотел дружить. Я был не против, но к этому времени я уже жил на другом конце города и мы обычно общались в институте. Изредка мы встречались у кого-нибудь дома, собрали вместе цветомузыку, несколько различных приборов. Но у меня было много друзей – все, кто хорошо ко мне относился. Со всеми я общался. Кроме того летом играл в футбол, зимой в хоккей (игры и тенировки). Пару раз он пригласил поработать над новым прибором, но у меня были другие планы и я отказался. Он обиделся и мы перестали общаться. Позже я узнал, что он так и остался одинок. От одиночества он сошёл с ума и закончил свои дни в больнице. Отчасти в этом и моя вина.
Как «разводят» друзей
С Саней мы учились вместе с шестого класса. Сидели за одной партой, вместе занимались спортом, прогуливали уроки, гуляли. Когда мы учились в 8 классе, я с родителями переехал жить в другой город. Наша дружба продолжалась и на расстоянии. Мы писали письма друг другу, изредка перезванивались (дорого). Через год его родители тоже переехали в этот город. Мы стали снова жить в одном городе, учиться в одном классе и сидеть за одной партой. Всё было хорошо до тех пор, пока нас не рассадили за «болтовню» во время уроков. Это произошло в выпускном классе. Меня посадили за одну парту с девочкой. Полтора года до этого я не обращал на неё особого внимания. Она была для меня и как все, просто Таня. А через неделю я уже провожал её после школы домой и нёс её портфель. Утром заходил за ней перед школой и мы вместе шли в школу. Выходные мы проводили вместе. С Саней мы виделись только в школе и общались изредка на переменах. Так продолжалось около месяца. А потом после уроков Таня взяла под руку моего друга и попросила проводить её домой. На следующий день они сидели за одной партой. Я переживал пару дней, а потом, как будто пелена с глаз спала. Я понял, что она просто играла с нами. Моя попытка объяснить это Сане привела к тому, что он обиделся на меня, сказал мне куда я могу идти со своими выводами и перестал здороваться со мной. Через месяц Таню провожал уже другой одноклассник. Мы оказались слишком гордые, он не захотел извиниться, а я не захотел просить. Тут и школу закончили, а наши пути разошлись, наверное навсегда.